Рассказ об офицере Жилине (главный герой),как попал он в плен к татарам с товарищем(по совместительству -предателем) Костылиным. Пытались они бежать да неудачно. Жилин приглянулся хозяйской дочке(татарина) Дине и она ему сбежать ,но Костылин не захотел с ним бежать.. пока он бежал заметили Жилина татары,но его казаки.Рассказал им Жилин о своих приключениях, а потом говорит: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Остался Жилин служить на Кавказе. А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.
Запомнился главный герой Петрусь. Не хочется осуждать людей, но в конце концов человеку приходится делать выбор между добром и злом. Ведь любая добродетель без мужества всегда будет добродетелью с оговоркой. (Это уже Клайв Льюис - христианское мировоззрение. ) Нельзя служить одновременно Мамоне и Христу, так сказано в Библии. Нет счастья тому человеку, который пошел на преступление против человека. Здесь вопрос стоит просто и страшно: нужно убить ребенка (ритуальное жертвоприношение), тогда получишь деньги (Мамона), а значит и счастье с любимой женщиной. Примечательно, что после того, как Петрусь получил деньги и ничего не помнил сознательно, подсознание продолжало его мучить. Он начал выпивать, понимая, что что-то не так. Это очень похоже на то, что сейчас творится вообще с человечеством. У нас есть все блага цивилизации (свет, газ, вода, медицинские услуги, образование, театр, развлечения и т.п.), но это не может сделать людей счастливыми. В глубине души человек осознает свою порочность и греховность, что выливается в у кого-то в погоне за деньгами, славой, развлечениях, наркомании. Вобщем, в проявлении различных аддикций (зависимостях). Ведь нужно лечить больную душу человека, а это - то, для чего человек пришел на свет. Никакие блага цивилизации не смогут человеку в излечении. Петрусь понимает, что должен что-то немедленно изменить, пусть даже ценою своей жизни. Он ищет ответ и находит. Теперь у него в измученной душе не остается места страху, и он открыто бросается на своих врагов в неравный бой. Ему легче погибнуть, чем всю жизнь доживать недочеловеком. Смерть несчастного Петруся не освободила жителей хутора от напасти Басаврюка. Проклятые деньги превращаются в черепки. Так как эти деньги нажиты преступлением и не имеют ценности. Говоря современным языком, они не обеспечены положительным трудом. Люди уходят от окаянного места, но Басаврюк продолжает преследовать их. Здесь просматривается мысль о том, что люди - одна общая семья. Несчастье одного человека не проходит даром для других. Когда срывают травинку - вздрагивает вся Вселенная. (Упанишады) Это несчастье распространяется на остальных жителей хутора. Ведь деньги над всеми имеют власть. Нельзя оставаться равнодушным к горю кого бы то ни было. Человечество - одна большая семья. Гибель казалось бы ничтожного маленького человека открыть дверь злу в этот мир. Этот же мотив есть и в Шинели. Абсолютно независимых событий нет в этом мире. Мы все вместе должны быть добрее, внимательнее друг к другу. Нельзя сиюминутными выгодами решать все. Самое главное: нельзя договариваться и договориться с Басаврюком. Он ничего не может дать хорошего для человека. К сожалению, немногие понимают это, а большинство ходят к гадалкам, верят в могущество денег, связей и т.п. Трудно советовать, но любой другой вариант для Петруся и других жителей хутора был бы менее фатальным, чем этот. Уповать надо на Всевышнего. От человека требуется нечеловеческие усердие и терпение. Именно от этих качеств, зависит
Рассказ об офицере Жилине (главный герой),как попал он в плен к татарам с товарищем(по совместительству -предателем) Костылиным. Пытались они бежать да неудачно. Жилин приглянулся хозяйской дочке(татарина) Дине и она ему сбежать ,но Костылин не захотел с ним бежать.. пока он бежал заметили Жилина татары,но его казаки.Рассказал им Жилин о своих приключениях, а потом говорит: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Остался Жилин служить на Кавказе. А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.