Выпиши существительные в И.п. и попытайся найти что-то общее и противоположное в смыслах. 2. Выпиши глаголы и глагольные формы из стихотворения "Арион". Что объединяет эти действия? Что противопоставляет?
Сделай вывод.
3. Своё исследование оформи в таблице.
Для утешения начинавшей задумываться Серой Шейки, мать рассказала ей несколько таких же случаев, когда утки оставались на зиму. Она лично была знакома с двумя такими парами. - Как-нибудь пробъешься, милая, – успокаивала ее старая Утка. – Поскучаешь сначала, а потом привыкнешь. Если бы можно было тебя на теплый ключ перенести, что и зимой не замерзает, – совсем хорошо было бы. Это отсюда недалеко … Впрочем, что же и говорить-то попусту, все равно нам тебя туда не перенести! - Я буду все время о вас думать … – повторяла бедная Серая Шейка. – Все буду думать: где вы, что вы делаете, весело ли вам? И будет, как будто и я вместе с вами. Старой Утке, чтобы не выдать своего отчаяния, нужно было собрать все силы. Она старалась казаться веселой и ото всех потихоньку плакала. Ах, как ей было жаль бедненькой, милой Серой Шейки… Других детей она теперь почти не замечала и не обращала на них внимания, и ей казалось, что она даже их совсем не любит.
Воспитывался Онегин француженкой гувернанткой и гувернером, который “учил его всему шутя”, “не докучал моралью строгой”. Чему же выучился Евгений? Он в совершенстве владел французским языком, “легко мазурку танцевал” и “кланялся непринужденно”, в разговоре мог “коснуться до всего слегка”, “бранил Гомера. Феокрита; зато читал Адама Смита и был глубокий эконом”. Таким образом, Онегин был образованным и начитанным человеком. Но это дворянское воспитание отдалило его от реальной жизни. Его книжные знания были далеки от действительности, особенно от русской.
В течение восьми лет герой вел типичную для молодого аристократа того времени жизнь: рестораны, балы, прогулки, посещение театров. Он быстро пресытился этими развлечениями. Хандра овладела им. Почему его не удовлетворяет жизнь, которой так довольны все окружающие? Очевидно. Онегин стремится к чему-то более высокому, к настоящему делу. Но почему же он нигде не служит, живет “без цели, без трудов”. Может он ленив? Нет, дворянин мог числиться на службе, не особенно обременяя себя. Скорее всего, причины те же, что и у Чацкого, который тоже нигде не служит. Критический ум Онегина, нежелание идти опробованными путями, чтобы добиться “славы, денег и чинов” — все это выделяет его из помещичьей среды. Поэтому соседи-крепостники признают его “опаснейшим чудаком”, как и грибоедовского Чацкого — фамусовское общество. Их страшит, что “задумал наш Евгений порядок новый учинить”: барщину оброком заменил. Но на большее Онегина не хватает. Вступать в конфликт с поместным дворянством он не хочет и просто избегает общения с соседями. И работа никакая у него не идет. Таким образом, трагедия Онегина в том, что он не может найти надлежащего применения себе и своему образованию. Ему не привили любовь к труду. Трагедия Евгения в том, что, будучи выше окружающих, он не им противостоять. Он хочет действовать, но не знает как. Сословные предрассудки у Онегина настолько сильны, что он убивает своего друга на дуэли, так как “дико светская вражда боится ложного стыда”, сплетен Зарецких. И наконец, трагедия Онегина в том, что, поняв ничтожность окружающего общества, он не может порвать с ним. Он даже не смог откликнуться на живое, искреннее чувство Татьяны.
По словам Герцена, Онегин относится к тем людям, которые берутся за все, кроме двух вещей: они “никогда не становятся на сторону правительства”, но и не могут “стать на сторону народа”. В герое пушкинского романа трагически слились самые разные элементы, из которых складывался облик дворянской интеллигенции 20-х годов. В Онегине зарождаются черты “лишнего человека”, которые потом найдут свое и развитие, и новое освящение в персонажах Лермонтова, Герцена и Гончарова и других писателей.