По моему мнению, память — это четкое представление о чём-либо случившемся в возможно, увиденном или услышанном. Определенные моменты в жизни, вызвавшие сильные эмоции, откладываются в памяти надолго. Приведу пример памяти из собственного жизненного опыта. В моей комнате, прямо на прикроватной тумбочке находится рамка с совместной фотографией меня и моего брата. Она была сделана в детстве, еще до того момента, как брат переехал в другой город. Это фото хранит память прежнего времени, когда мы были еще детьми, когда мы беззаботно забавлялись играми на заднем дворе дома, когда мы пережидали грозу за окном, сидя вместе под одним одеялом. Эта фотография бесценна. В итоге, я делаю вывод, что память — это драгоценность, которую человек сохраняет в своей голове.
Культурная память, напротив, формируется веками. Ее характеризует высокая степень формализации, и возникает она в поле церемониальной коммуникации. «Пунктами фиксации» или «объективированными формами» культурной памяти Я. Ассманн считает тексты, изображения, монументальные постройки, например египетские пирамиды, надписи и изображения в них. К ней же можно отнести ритуалы и сакральные действия как институционализированные формы коммуникации, которые, будучи «фигурами воспоминания», как бы возвышаются над временем. Носителями культурной памяти являются уже не обязательно современники «актуального сообщества вспоминающих», а особые (иногда профессиональные) хранители и носители традиции, например жрецы 9.
Культурная память обязательно связана с социальными группами, для которых она служит условием самоидентификации, укрепляя в них ощущение единства и собственного своеобразия. Она имеет «реконструктивный характер», т. е. имплицированные в ней ценностные идеи, степени релевантности, равно как и все транслируемое ею «знание о непосредственно связаны с актуальной для настоящего момента ситуацией в жизни группы 10. В этом смысле эвристически ценным может быть сравнение разных «культур воспоминания» (Я. Ассманн, в частности, сравнивает Древний Египет, Израиль и Грецию) с их специфическими видами мнемотехники, фиксирующими свойственные этим культурам традиции культурной памяти. К примеру, в искусстве надгробных монументальных памятников древних египтян, с надписями и изображениями в них, память {memoria) живых о мертвых, об их деяниях и славе (fama) переплетается с памятью о богах, что сразу же задает ей «космический масштаб», и с практикой литургического поминовения в культе. Таким образом возникает «социальная сеть», в которой живые, мертвые и боги связаны между собой, помнят друг о друге, действуют друг для друга.
Приведу пример памяти из собственного жизненного опыта. В моей комнате, прямо на прикроватной тумбочке находится рамка с совместной фотографией меня и моего
брата.
Она была сделана в детстве, еще до того момента, как брат переехал в другой город. Это фото хранит память прежнего времени, когда мы были еще детьми, когда мы беззаботно забавлялись играми на заднем дворе дома, когда мы пережидали грозу за окном, сидя вместе под одним одеялом. Эта фотография бесценна. В итоге, я делаю вывод, что память — это драгоценность, которую человек сохраняет в своей голове.
Культурная память обязательно связана с социальными группами, для которых она служит условием самоидентификации, укрепляя в них ощущение единства и собственного своеобразия. Она имеет «реконструктивный характер», т. е. имплицированные в ней ценностные идеи, степени релевантности, равно как и все транслируемое ею «знание о непосредственно связаны с актуальной для настоящего момента ситуацией в жизни группы 10. В этом смысле эвристически ценным может быть сравнение разных «культур воспоминания» (Я. Ассманн, в частности, сравнивает Древний Египет, Израиль и Грецию) с их специфическими видами мнемотехники, фиксирующими свойственные этим культурам традиции культурной памяти. К примеру, в искусстве надгробных монументальных памятников древних египтян, с надписями и изображениями в них, память {memoria) живых о мертвых, об их деяниях и славе (fama) переплетается с памятью о богах, что сразу же задает ей «космический масштаб», и с практикой литургического поминовения в культе. Таким образом возникает «социальная сеть», в которой живые, мертвые и боги связаны между собой, помнят друг о друге, действуют друг для друга.