Смысл названия рассказа в том, что уроки французского, общение с лидией михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств. игра на деньги учительницы с учеником, с точки зрения педагогики, – поступок безнравственный. но что стоит за этим поступком? – спрашивает писатель. видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. она присылает ему посылки, как будто от матери. но мальчик от всего отказывается. учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает» , чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. и она счастлива, что ей удаётся этот обман. лидия михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы. воспитание чувств писатель проводит через образ учительницы, хотя её игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. с одной стороны, это непедагогично, с другой стороны, игра с учеником на деньги была единственной возможностью мальчику. доброта – вот что привлекает в героях рассказа. герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей.
В книгах всегда писатель или симпатизирует своим героям, или осуждает их. О том, как писатель относится к действующим лицам своего произведения, можно узнать из речевой характеристики.
Вот каким словами описывает И.С.Тургенев крестьянских детей:
Это просто были крестьянские ребятишки (обратите внимание на уменьшительно-ласкательный суффикс в слове ребятишки).
мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня (Павлуша и Ильюша - снова уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые указывают на симпатию автора)
...армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; (уменьшительные суффиксы)
Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. (О Павлуше автор прямо говорит, что мальчик ему понравился). Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка... «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него.
Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!
Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором.
Из приведенных высказываний автора о крестьянских мальчиках мы видим, что писатель симпатизирует детям и выражает свое мнение как прямо, так и с средств художественой выразительности.
В книгах всегда писатель или симпатизирует своим героям, или осуждает их. О том, как писатель относится к действующим лицам своего произведения, можно узнать из речевой характеристики.
Вот каким словами описывает И.С.Тургенев крестьянских детей:
Это просто были крестьянские ребятишки (обратите внимание на уменьшительно-ласкательный суффикс в слове ребятишки).
мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня (Павлуша и Ильюша - снова уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые указывают на симпатию автора)
...армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; (уменьшительные суффиксы)
Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. (О Павлуше автор прямо говорит, что мальчик ему понравился). Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка... «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него.
Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!
Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором.
Из приведенных высказываний автора о крестьянских мальчиках мы видим, что писатель симпатизирует детям и выражает свое мнение как прямо, так и с средств художественой выразительности.