Для «Бедной Лизы» характерны короткие или развернутые лирические отступления, при каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию...», «слеза катится по лицу моему». Чрезвычайно существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин так же несчастен, как крестьянская девушка. Но, и это особенно важно, Карамзин едва ли не первый в русской литературе окрыл «живую душу» в представительнице низшего сословия. «И крестьянки любить умеют» — эта фраза из повести надолго стала крылатой в русской культуре. Отсюда начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие простому человеку, его радостям и бедам, защита слабых, угнетенных и безгласных — в этом главная нравственная задача художников слова. «Бедная Лиза» сразу стала чрезвычайно популярной в русском обществе. Гуманные чувства, умение сочувствовать и быть чувствительным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека и главным объектом ее внимания стал внутренний мир отдельной личности. Карамзин совершил и еще одно открытие в литературе. С «Бедной Лизой» в ней появилось такое понятие, как психологизм, то есть умение писателя живо и трогательно изображать внутренний мир человека, его переживания, желания, стремления. В этом смысле Карамзин подготовил почву для писателей XIX века.
А. С. Пушкин интересовался историей Киевской Руси. Он читал летописи, изучал архивные документы. Поэт очень хорошо знал народное творчество, и ему были известны легенды о князе Олеге, который правил в Киеве в начале X столетия. Итак, он создал «Песнь о вещем Олеге», очень похожую на народную былину.Олегу подвластны воды и суходолы, его щит висит на воротах Царьграда, его боятся и ему завидуют враги. Ни копье, ни стрела, ни кинжал не могут нанести ему ни одной раны. У Олега был очень красивый конь, который много раз ему жизнь во время боя. Князь считал его своим верным другом. Когда Олег услышал пророчество колдуна, он решил расстаться с конем. Олег думал, что так он сможет предотвратить свою смерть много лет, было много походов и битв. Как-то ему сказали, что конь уже умер. Олег рассердился: хоть он поверил тогда колдуну и расстался с любимым конем. Он захотел увидеть кости коня и вместе с гостями пошел на берег Днепра. Князь наступил на череп коня, и в этот миг из черепа выползла гадюка, оплела ногу и укусила его. Так осуществилось пророчество колдуна.В летописях нет сведений о том, как на самом деле умер князь Олег. Легенда об Олеге, которую так ярко рассказал А. С. Пушкин в форме старинной песни, становится похожей на действительность.