-В 1841 году, пробыв недолго в отпуске в Петербурге, Лермонтов снова едет на Кавказ. Обращаемся к материалам учебника (статья об истории создания стихотворения «Утес») .
После чтения статьи стихотворение «Утес» читает ученик.
-Какие качества, свойства олицетворяют образы тучи и утеса?
УТЕС - воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности. Утес – высокая скала. Какой он? ( Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости. Великан – тоже определение, выраженное существительным) .
-Как соотносятся эти образы? (Они противопоставлены. Это определяет невозможность их соединения, усиливает одиночество старого утеса.
-Какой прием использует автор? (антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий) . Подводим итог, озвучиваем все изобразительно – выразительные средства, которые работают в стихотворениях Лермонтова для создания определенного настроения.
Итак, мотив одиночества очень значим в произведениях М. Лермонтова. Мастерство поэта восхищает, стихотворения поражают глубиной переживаемого чувства. На его красивых, но грустных стихотворениях об одиночестве мы учимся сочувствовать и сопереживать.
— Позвольте, панове запорожцы, речь держать! — Держи! — Вот в рассуждении того теперь идет речь, панове добродийство, да вы, может быть, и сами лучше это знаете, что многие запорожцы позадолжали в шинки жидам и своим братьям столько, что они один черт теперь и веры неймет. Потом опять в рассуждении того пойдет речь, что есть много таких хлопцев, которые еще и в глаза не видали, что такое война, тогда как молодому человеку, и сами знаете, панове, без войны не можно пробыть. Какой и запорожец из него, если Он еще ни разу не бил бусурмана? «Он хорошо говорит» , — подумал Бульба. — Не думайте, панове, чтобы я, впрочем, говорил это для того, чтобы нарушить мир; сохрани Бог! я только так это говорю. Притом же у нас храм Божий, грех сказать, что такое: вот сколько лет уже, как, по милости Божией, стоит Сечь, а до сих пор не то уже чтобы снаружи церковь, но даже образа без всякого убранства; хотя бы серебряную ризу кто догадался им выковать; они только то и получили, что отказали в духовной иные казаки; да и даяние было бедное, потому что почти все пропили еще при жизни своей. Так я веду речь эту не к тому, чтобы начать войну с бусурманами: мы обещали султану мир, и нам бы великий был грех, потому что мы клялись по закону нашему. «Что ж он путает такое? » — сказал про себя Бульба. — Да, так видите, панове, что войны не можно начать: рыцарская честь не велит. А по своему бедному разуму вот что я думаю: пустить с челнами одних молодых; пусть немного пошарпают берега Натолии. Как думаете, панове? — Веди, веди всех! — закричала со всех сторон толпа. — За веру готовы положить головы. Кошевой испугался; он ничуть не хотел подымать всего Запорожья: разорвать мир ему казалось в этом случае делом неправым. — Позвольте, панове, еще одну речь держать!
-В 1841 году, пробыв недолго в отпуске в Петербурге, Лермонтов снова едет на Кавказ. Обращаемся к материалам учебника (статья об истории создания стихотворения «Утес») .
После чтения статьи стихотворение «Утес» читает ученик.
-Какие качества, свойства олицетворяют образы тучи и утеса?
ТУЧКА – воплощение легкости, беззаботности, легкомыслия, беспечности (работаем над словом вместе, ищем синонимы) . Тучка какая? (Эпитет «золотая» придает образу привлекательность, подчеркивает красоту.
УТЕС - воплощение мощи, суровости, одиночества, неприступности, неподвижности. Утес – высокая скала. Какой он? ( Эпитет «старый» одухотворяет образ, придает ему основательности, мудрости. Великан – тоже определение, выраженное существительным) .
-Как соотносятся эти образы? (Они противопоставлены. Это определяет невозможность их соединения, усиливает одиночество старого утеса.
-Какой прием использует автор? (антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий) . Подводим итог, озвучиваем все изобразительно – выразительные средства, которые работают в стихотворениях Лермонтова для создания определенного настроения.
Итак, мотив одиночества очень значим в произведениях М. Лермонтова. Мастерство поэта восхищает, стихотворения поражают глубиной переживаемого чувства. На его красивых, но грустных стихотворениях об одиночестве мы учимся сочувствовать и сопереживать.