Выполни задания. Дай краткие письменные ответы на во Писатель и публицист Дмитрий Львович Быков написал о финале фильма «Белорусский вокзал» так:
«И пошёл во весь экран поезд, полетели букеты, побежали люди на общем плане, и вся музыка ликует тутти под торжественное барабанное уханье, — но вот тему повела труба, и мы видим крупные планы, измождённые, рыдающие, ликующие лица. Это лица сорок пятого года, с которых не сползла ещё страшная тень, лица исхудавших некрасивых женщин и постаревших запылённых мужчин, и видим на этих лицах забытые — и нами, и ими — чувства: нежность, смятение, умиление. А вот они уходят с вокзала, осторожно раздвигая толпу тех, кто ещё не дождался своих, и тех, кто не дождётся их никогда».
Как ты думаешь, «измождённые, рыдающие, ликующие» — перечисление разных лиц или общая характеристика для всех лиц, оказавшихся на вокзале?
2. Посмотри фрагмент из фильма «Белорусский вокзал»:
Можешь ли ты согласиться с определениями Д. Быкова? Объясни свою позицию.
Какими определениями тебе бы хотелось продолжить этот ряд, какие лица ты можешь «увидеть» на вокзале?
3. Прочитай текст песни Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа».
На бумаге или в электронном виде раскрась текст разными цветами. Какие цвета у тебя ассоциируются с разными строчками или целыми строфами?
Обменяйся раскрашенными текстами с кем-то из одноклассников. Объясните друг другу, чем вы руководствовались, выбирая и распределяя цвета.
Нам нужна одна победа
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы, к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Припев:
Нас ждёт огонь смертельный,
И всё ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,
Десятый наш десантный батальон.
Десятый наш десантный батальон.
Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ,
И почтальон сойдёт с ума,
Разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
Бьёт пулемёт неутомим,
И значит нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Припев:
От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот.
Такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Б. Окуджава (1970)
4. Д. Быков также писал об этом стихотворении: «…блистательно найдена строка “Горит и кружится планета”. Ведь представьте — могла быть любая другая, прилагательное, например. Или глагол — “горит и рушится планета”». Почему же глагол «кружится» такой точный и нужный, если вращение Земли — обыкновенный научный факт?
5. Песня «Нам нужна одна победа» была написана специально для фильма «Белорусский вокзал» спустя 25 лет после окончания войны. В книге Д. Быкова о задаче, стоявшей перед Окуджавой, сказано: «Это должна быть песня трагическая и победная».
Есть ли в тексте Б. Окуджавы один лирический герой, как у Д. Самойлова в стихотворении «Сороковые, роковые»? Кто оказывается в центре песни «Нам нужна одна победа»?
Он завидный жених, а невест на выданье много
Своему внешнему виду Онегин придавал весомое значение: по три часа вертелся около зеркала, следил за модой, одевался стильно по тем временам во всё изысканное и иностранное, в основном английское и французское.
Одевшись, как денди лондонский, торопится Евгений на пиршество.,
Потанцевав, пококетничав, устав на балах, полусонный Онегин возвращается домой.
И снова то же самое: сон до полудня, записки с приглашением, ..жизнь расписана до утра.
Нравилась ли ему она, пёстрая и серая? Нет! Чувств ни к кому нет, светская жизнь надоела, а вскоре и к жизни вообще охладел. Хандра! Безразличие! Угрюмость! Недовольство собой и светом!
Не смог изменить свой образ жизни этот грамотный незаурядный человек, потому что светское общество сильнее, потому что подобного этикета требовало оно . И хотя его ничего и никто не трогал, он продолжал жить такой жизнью.. .
Вопросительное предложение использовано, чтобы показать безвыходность ситуации. Поступок необычен, для того времени он очень дерзок. татьяна показана здесь как чувственная, уверенная девушка, мечтательница. Она считает себя непонятой, потерянной, поэтому ищет защиты и поддержки у Онегина. Она воспринимает его как собирательны образ всех тех романтичных героев, о которых она читала, она во многом идиалезирует Онегина, что и является её главной ошибкой. В мыслях она уже видит в Онегине заступника, постипенно ей начинает казаться, что она хорошо знает этого человека и она переходит на ты в своем письме. Татьяна предполагает, что онегин может наказать её презреньем за столь необдуманный поступок, но уверенна: он простит её молодой и неопытной душе, её юному сердцу все вольности. Онегин кажется ей умным человеком, во многом похожим на неё саму, таким же отчужденным от общества и суеты.