Выполнить анализ стихотворения по плану в тетради. Список:
«Душа друзей».
«Вернись!»
«Шелтозеро»
«Хлопотливое щелканье птиц»
«Божья милость!»
«Я упираюсь»
«И встанем вновь»
План анализа стихотворения
1
Автор и название стихотворения.
2
История создания стихотворения ( когда написано, кому посвящено, по какому
поводу).
3
Жанр стихотворения.
4
Тема, идея.
5
Композиция стихотворения.
6
Образ лирического героя.
7
Художественные средства и приемы.
8
Стихотворный размер, тип рифмы.
9
Литературное направление.
10 Значение стихотворения в творчестве поэта.
ОЧЕНЬ
"Двенадцать месяцев" созданы явно по народным мотивам. В ней есть ряд мотивов, которые широко представлены в фольклорных произведениях.
Мачеха, собственная дочка и бедная падчерица. Здесь сходство с "Бабой-Ягой" и "Морозко".С последней сказкой оно становится ещё более явным, когда мачеха посылает неродную дочь в зимний лес.Фантастическая причина, по которой девочка оказывается в зимнем лесу с корзиной, намекает на сказку "Пойди туда, не знаю куда" и с любыми другими, в которых герой должен выполнить ряд заданий одно другого невероятней.Падчерица возвращается с подснежниками - невозможное задание выполнено. Королева требует от мачехи привести её на необыкновенную поляну. Здесь нет прямой параллели, но во многих сказках, в том числе "Морозко", когда младшая дочь возвращается с богатыми дарами, старшая, собственный ребёнок мачехи, посылается туда же с целью обзавестись такими же дарами, но всегда возвращается с позором. Этот мотив обыгран своеобразно Маршаком: в лесу оказываются не только недобрые родственники обижаемой сиротки, но и королева со всем двором.Лень наказана, трудолюбие и незлобливый нрав награждены.Мне кажется, что если в пятом классе назвать своими словами эти 5 моментов сходства и назвать примеры из фольклора, то большего учитель и не потребует. Сомневаюсь, что от детей ожидают анализ мотивов инициации, службы тотемному животному и цитаты из Проппа :)
Идея произведения состоит в том, как жизненные обстоятельства влияют на становление личности мальчика. Он повзрослел, т. е. научился отвечать за свои поступки, научился уважать людей.