выполнить упражнение Упражнение 7. Определите функциональный стиль и жанр предложенных текстов, обозначьте их композиционные части, укажите характерные признаки каждого жанра. Выпишите клише.
Текст 1.
Михайлов М.В. Теория и практика научного труда: учебно-методическое пособие / М.В. Михайлов, Е.Г. Краснова, О.В. Новикова; под ред. М.В. Михайлова и Н.Ю. Талантливой. -Саратов, 2009. - 270 с.
В пособии рассматриваются различные аспекты написания научной работы: выбор темы, сбор и анализ материала в разнообразных информационных ресурсах (библиотеках, Интернете, справочных системах), подготовка рукописи и сопровождение устного выступления презентацией. Даны конкретные рекомендации по формированию грамотной научной речи, проверке правописания, технической правке, изложены приемы структурирования материала. Учтены рекомендации нового ГОСТа библиографического описания, представлены работы с информационными справочными правовыми системами. Книга освоить методику и практику написания научной работы, использовать возможности компьютерных технологий для сбора и обработки материала.
Предложенные в пособии упражнения приобретению практических навыков для создания научных текстов разных жанров.
Для студентов, аспирантов, молодых преподавателей вузов, для всех, кто хочет получить квалифицированный совет на различных этапах выполнения научной работы.
Эпитеты: с роскошными цветами, на певунью птичку, пышных, гордых цветов, прелестная певунья, в серебряном платьице, с золотым сердечком, красное солнышко, горько-горько заплакали, пышные похороны, горькие слёзы.
Сравнения: жёлтое, круглое, как солнышко, сердечко; ослепительно белых мелких лучей-лепестков; цветок опять расправил лепестки и протянул их, как дитя ручонки.
Олицетворения: солнечные лучи ласкали; ромашка тоже смирно сидела на своём стебельке; ветерок целует; пионы так и раздували щёки; ромашка совсем растерялась от радости; птичка поцеловала её; тюльпаны вытянулись, надулись и покраснели с досады, а пионы прямо готовы были лопнуть; (ромашка) свернула лепестки и заснула, но и во сне всё видела; ромашка затрепетала от страха; бедняжка (жаворонок) громко жаловался на свою неволю; она (ромашка) была совсем больна и стояла, грустно повесив головку, (ромашка) больше всех любила бедную птичку и всем сердцем желала её утешить.
Объяснение:
Эпитеты: "большой дороге", "молодом березовом лесу", "кудрявой муравой","бесконечную русскую даль", "красивые легкие облака", "вечной полевой тишины", "реки молочные", "клады самоцветные", "смертных чар", "живой воды", "дебри дремучие", "черные топи болотные", "пески летучие", "милосердный бог".
Сравнения: "великие светлые столпы, как пишут их на церковных картинах", "с белыми, блестящими, наведенными, как бритва, косами на плечах", "душа могла петь так, как пели косцы", "они были беззаботны, дружны, как бывают люди в дальнем и долгом пути", "они пили из деревянных жбанов родниковую воду, - так долго, так сладко, как пьют только звери да хорошие, здоровые русские батраки", "они были как-то стариннее и добротнее, чем наши,- в обычае, в повадке, в языке, - опрятней и красивей одеждой".
Олицетворения: "лес, еще не утративший густоты и свежести, еще полный цветов и запахов, звучно откликался им", "березовый лес принимал и подхватывал их песню", "солнце склонялось на запад, стало заходить", "закатилось мое счастье", "темная ночь с ее глушью обступает меня", "таились клады самоцветные".