Действие происходит в Москве зимой 1924/25 г. Профессор Филипп Филиппович Преображенский открыл омоложения организма посредством пересадки людям желёз внутренней секреции животных. В своей семикомнатной квартире в большом доме на Пречистенке он ведёт приём пациентов. В доме проходит «уплотнение» : в квартиры прежних жильцов вселяют новых — «жилтоварищей» . К Преображенскому приходит председатель домкома Швондер с требованием освободить две комнаты в его квартире. Однако профессор, позвонив по телефону одному из своих высокопоставленных пациентов, получает на свою квартиру броню, и Швондер уходит ни с чем. Профессор Преображенский и его ассистент доктор Иван Арнольдович Борменталь обедают в столовой у профессора. Откуда-то сверху доносится хоровое пение — это проходит общее собрание «жилтоварищей» . Профессор возмущён происходящим в доме: с парадной лестницы украли ковёр, заколотили парадную дверь и ходят теперь через чёрный ход, с калошной стойки в подъезде пропали разом все калоши. «Разруха» , — замечает Борменталь и получает в ответ: «Если я вместо того, чтобы оперировать, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха!»
Темой рассказа А. П. Чехова «Ионыч» (1898) является взаимодействие человека и среды, воздействие общественных норм жизни на судьбу частного человека. Тема «человек и среда» в русской литературе встречалась довольно часто и имеет целый набор решений. Человек может агрессивно противостоять среде (например, Печорин из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» ) или противостоять ей с апатичного неучастия (как, например, Обломов из одноимённого романа И. А. Гончарова) , человек может хотеть войти в общество, но общественной среде он неудобен и она его отторгает (Чацкий из «Горе от ума» А. С. Грибоедова) , у человека со средой могут быть сложные, запутанные взаимоотношения (см. , например, рассказ И. С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» из цикла «Записки охотника») , человек может ощущать себя в полной зависимости от среды (Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н. В. Гоголя «Шинель» , чиновник из рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника») , человек может с удовольствием подчинить себя среде, то есть внешнему миру (например, Андрей Болконской или, особенно, Пьер Безухов из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир») . В рассказе Чехова «Ионыч» среда поглощает человека, подавляя в нём всё индивидуальное: некий человек, земский доктор Дмитрий Ионыч Старцев, стал жертвой пошлой, неподвижной, обывательской среды губернского города С. Такое решение темы тоже не является новым, так как не раз встречалось в русской литературе: в пьесах А. Н. Островского (Борис, Тихон из драмы «Гроза») , у И. С. Тургенева (Кирсанов-младший в романе «Отцы и дети») , у Ф. М. Достоевского (Мармеладов из романа «Преступление и наказание» ) и др. Можно предположить, что Чехов посвящает традиционной теме целый рассказ потому, что у него есть новое решение, хотя оно неочевидно. Попытаемся проанализировать развитие, раскрытие темы в этом рассказе. Дмитрий Ионыч Старцев, молодой человек, интеллигент, назначен врачом в Дялиже, в 9 верстах от города С. Он человек свободный, образованный (напевает романс М. Л. Яковлева на слова «Элегии» А. Дельвига: «Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия….» ; романс А. Г. Рубинштейна «Ночь» на слова А. С. Пушкина «Мой голос для тебя, и ласковый, и нежный…») , обладает здравым смыслом и достаточной долей скепсиса, иронии, немногословен и практичен. Иначе говоря, он производит впечатление современного человека, обладающего всеми признаками тогдашнего модного поведения: нарочитая жёсткость и конкретность суждений, практицизм вместо сентиментальности, собранность, независимость. Старцев отличается от среды, то есть от окружающих людей, — он ведёт себя самостоятельно. Выслушав чтение романа о любви в исполнении автора, Веры Иосифовны Туркиной, Старцев не поддаётся всеобщему умилению, а думает про себя, что роман, конечно, о том, «чего никогда не бывает в жизни, и всё-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, — не хотелось вставать»; спрашивает у Веры Иосифовны не печатает ли она свои романы в журналах. В конце рассказа Ионыч представляет собой совершенно иного человека. Теперь он стал известным, довольно богатым («есть имение и два дома в городе») , теперь он «пополнел, ожирел, тяжело дышит» , «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжёлым и раздражительным» .
человека и среды, воздействие общественных норм жизни на судьбу частного
человека. Тема «человек и среда» в русской литературе встречалась довольно
часто и имеет целый набор решений. Человек может агрессивно
противостоять среде (например, Печорин из романа М. Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени» ) или противостоять ей с апатичного неучастия
(как, например, Обломов из одноимённого романа И. А. Гончарова) , человек
может хотеть войти в общество, но общественной среде он неудобен и она
его отторгает (Чацкий из «Горе от ума» А. С. Грибоедова) , у человека со
средой могут быть сложные, запутанные взаимоотношения (см. , например,
рассказ И. С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» из цикла «Записки
охотника») , человек может ощущать себя в полной зависимости от среды
(Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н. В. Гоголя «Шинель» , чиновник
из рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника») , человек может с
удовольствием подчинить себя среде, то есть внешнему миру (например,
Андрей Болконской или, особенно, Пьер Безухов из романа-эпопеи
Л. Н. Толстого «Война и мир») . В рассказе Чехова «Ионыч» среда поглощает
человека, подавляя в нём всё индивидуальное: некий человек, земский
доктор Дмитрий Ионыч Старцев, стал жертвой пошлой, неподвижной,
обывательской среды губернского города С. Такое решение темы тоже не
является новым, так как не раз встречалось в русской литературе: в пьесах
А. Н. Островского (Борис, Тихон из драмы «Гроза») , у И. С. Тургенева
(Кирсанов-младший в романе «Отцы и дети») , у Ф. М. Достоевского
(Мармеладов из романа «Преступление и наказание» ) и др. Можно
предположить, что Чехов посвящает традиционной теме целый рассказ
потому, что у него есть новое решение, хотя оно неочевидно. Попытаемся
проанализировать развитие, раскрытие темы в этом рассказе.
Дмитрий Ионыч Старцев, молодой человек, интеллигент, назначен
врачом в Дялиже, в 9 верстах от города С. Он человек свободный,
образованный (напевает романс М. Л. Яковлева на слова «Элегии»
А. Дельвига: «Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия….» ; романс
А. Г. Рубинштейна «Ночь» на слова А. С. Пушкина «Мой голос для тебя, и
ласковый, и нежный…») , обладает здравым смыслом и достаточной долей
скепсиса, иронии, немногословен и практичен. Иначе говоря, он производит
впечатление современного человека, обладающего всеми признаками
тогдашнего модного поведения: нарочитая жёсткость и конкретность
суждений, практицизм вместо сентиментальности, собранность,
независимость. Старцев отличается от среды, то есть от окружающих людей,
— он ведёт себя самостоятельно. Выслушав чтение романа о любви в
исполнении автора, Веры Иосифовны Туркиной, Старцев не поддаётся
всеобщему умилению, а думает про себя, что роман, конечно, о том, «чего
никогда не бывает в жизни, и всё-таки слушать было приятно, удобно, и в
голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, — не хотелось вставать»; спрашивает у Веры Иосифовны не печатает ли она свои романы в
журналах. В конце рассказа Ионыч представляет собой совершенно иного
человека. Теперь он стал известным, довольно богатым («есть имение и два
дома в городе») , теперь он «пополнел, ожирел, тяжело дышит» , «горло
заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у
него тоже изменился: стал тяжёлым и раздражительным» .