Выполнить задания письменно на отдельном листе. Писать чётко, разборчиво и без ошибок.
Ряд лет жили мы в деревне Уйме, где зимовали мурманские пароходы. Понравилось нам с сестрой нянчить соседскую дочку, шестимесячную Ульянку. Ульянкина зыбка висела на хорошей пружине. Мы дернем вниз да отпустим, дернем вниз да отпустим. Ульянка рявкнет да вверх летит, рявкнет да вверх летит. Из люльки девка не выпадет, только вся девка вверх тормашками, где нога, где окутка, где пеленка... Няньки-то были, вишь, немножко постарше Ульянки.
Весной по деревне проходили странники. А взрослых часто нет дома. Соберется нас, малышей, в большой Ульяниной избе много, посидим и испугаемся, что странники придут нас есть Вот и выставим к двери лопаты да ухваты -странников убивать. А чуть привидится что черное, летим кто под лавку, кто в подпечек, кто в пустой ушат Сестренка дольше всех суетится:
- Я маленькая, меня скоро съедят буки-то. По Уйме-реке лес. Там орды боялись. Слыхали, что охотники орду находят, а какая она, не видали.
Ягоды поспеют - отправимся в лес по морошку. Людно малых идет. Вдали увидим пень сажени полторы, как мужик в тулупе.
- Ребята! Эвон де орда-та!
Испугаемся, домой полетим. А орда вся-та с фунт, вся-та с векшу, пестрая. Орда не покажется людям, только собаки находят.
Конец зимы уемляне все у корабельного, у пароходного ремонта. Мелкие с утра одни дома. Мы в Ульянкиной избе все и гостим, куча ребят трех - шести лет. Что у старших видели, то и мы: песни поем, свадьбы рядим - смотренье, рукобитье, пониманье. Девчонки у матерей с кринок наснимают, ходят, кланяются, угощают,- честь честью, как на свадьбе, а на дворе пост великий... И тут увидит из соседей старик ли, старуха -с розгой к нам треплют... Ведь пост! Беда, если песни да скоромное!.. Мы опять кто куда -в; подпечек, на полати, под крыльцо. Час-два там сидим.
Эти отдельные картинки раннего моего детства мне позже мама и тетка рассказывали. Ну, что попозже творилось, сам помню.
Ко всему, что глаз видит и ухо слышит, были у нас, у ребят, присказки да припевки. И к дождю, и к солнцу, и к ветру, и к снегу, и к зиме, и ко всякой ползучей букашке, и летучей птице. (…)
В городе я поступил в школу, уже хорошо умея читать и писать. Больше всего успевал я, учась, в языках, совсем не давалась математика; из-за нее не любил я школы, бился зиму, как муха в паутине. Жизнь была сама по себе, а наша школа сама по себе. Город наш стоял у моря, а ни о Севере, ни о родном крае, ни о море никогда мы в школе не слыхали. А для меня это всегда было самое интересное.
Работа с текстом:
1. Автор и название произведения (северный писатель)
2. Назовите основную мысль отрывка.
3. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок (опишите это 4-5 предложениями).
4. Как герой вспоминает о своем детстве? Какие моменты детства ему дороги и почему?
Мне стало страшно за Ульяну.Меня очень насмешил отрывок где ребята собирались убивать страников.Меня растрогали эти моменты детства ведь мы были такими же. И главное я был рад за хорошую учёбу главного героя.
Он вспоминает эти моменты с теплом в душе и сердце
Объяснение: