Выполните по образцу анализ лирического стихотворения "Осень" стихотворения БАЛЬМОНТА. План анализа лирического произведения (5-7 классы).
1. Тема стихотворения: пейзаж, любовная лирика, философская лирика,
социальная лирика (О чем текст?)
2. Сюжет: основные образы, события, чувства, настроения лирического героя
(героев).
3. Композиция: строфа, рифма, размер; смысловые части.
4. Средства выразительности языка: фонетический, лексический, морфологический, синтаксический (эпитет, метафора, сравнение,
олицетворение, гипербола, противопоставление, инверсия, аллитерация,
ассонанс, анафора, эпифора, синонимы, антонимы, бессозие, безглагольность,
риторические вопросы и восклицания, однородные члены предложения, знаки
завершения предложения, монолог, диалог…).
5. Жанр: лирическое стихотворение, , послание, басня, стихотворение в
прозе, поэма, ода, малые фольклорные жанры (песни, частушки), эпиграмма.
6. Идея (Что хотел сказать автор? К чему призывает автор? Что волнует автора?О чем заставляет задуматься стихотворение? Какие мысли и чувства вызвало у
меня это произведение?)
Если в работе нет связности изложения и композиционной стройности,
отсутствуют пункты 4 и 6, то такая работа оценивается оценкой «3»
(удовлетворительно).
Если спрашивать людей о том, кто такой интеллигентный человек, четко сформулированного ответа вы не получите. Одни утверждают, что для этого человека важнее уровень образованности, знания и наличие «корочки» о полученном образовании, другие говорят, что это хорошее воспитание и манеры. Любопытно, что и те и другие окажутся как правы, так и не правы. Д. Лихачев в своем труде «Человек должен быть интеллигентен», по мнению большинства, дал достоверную характеристику интеллигентного человека. Он утверждал, что это качество, данное от природы, которое образование и воспитание только оттачивают. Человек, родившийся и выросший в семье шахтеров, может быть интеллигентнее, чем тот, кто появился на свет в профессорской семье. Интеллигентность подразумевает не факт знания наук и человеческих ценностей, а желание человека познавать их. Сведя воедино все высказывания автора статьи, можно сделать вывод, что терпимость в отношении к миру и лежит в основе интеллигентности. Фанатик по своей природе не интеллигентный человек. Это кардинально противоположные личности.
Каждая система морали создает свой идеал человека и правильной жизни в качестве образца, достойного подражания. В марксистской этике имеется коммунистический идеал человека. Для его воплощения в жизнь строительство коммунизма создает необходимые материальные и духовные предпосылки. Этот идеал обобщает все лучшее, что характеризует облик пролетарских революционеров, сознательных строителей коммунизма.
Христианские идеологи в нашей стране иногда заявляют, чго коммунистический идеал человека близок христианскому идеалу личности и потому христианское воспитание формированию нового человека. Но может ли религия в каком-то смысле этому? Какой образ выдвигает христианство в качестве идеальной человеческой личности? "Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное" (Мф., 5:3) — эта евангельская заповедь в концентрированном виде заключает в себе христианскую оценку человеческого разума, знания. В ветхозаветной книге Екклесиаста мы находим патетические высказывания о том, что земная мудрость - это "томление духа". "Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (Еккл., 1:18). Христианство призывает к умалению, духовному самоуничижению человека перед лицом всемогущего бога. Строительстве же коммунизма требует от людей полной отдачи своих сил и знаний. Не в умалении и самоуничижении, а во всестороннем развитии всех людей заключается сущность марксистского понимания человека и его назначения в жизни.