Выразительно прочитайте стихотворение Б. Пастернака «Рождественская звезда», ответьте на вопросы: Какому событию посвящено стихотворение?
Какие образы вы увидели в стихотворении?
Кто сообщает миру о рождении Христа?
Какой образ главный в этом стихотворении?
Как автору удается среди обыденности и суеты изобразить чудо? Какие приемы он использовал?
- Почему звезда является символом Рождества
В своей повести Гоголь изобразил бравых украинских казаков, настоящих воинов. Каждый из них готов отдать жизнь за родину, за ее независимость и свободу. В центре произведения Тарас Бульба и два его сына – Андрий и Остап.
Сам Тарас – истинный воин и патриот. Он беззаветно любит украинскую землю и своих товарищей: «...породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек...». На борьбу с ляхами герой готов положить всю свою жизнь и принять смерть, если на то будет воля Божья. В таких же принципах старый казак учил и воспитывал собственных детей. После того, как те закончили бурсу, обучившись грамоте, забрал их с собой на Сечь, чтобы проверить в бою.
Остап вырос похожим на отца. Он прирожденный воин, преданный родине и товариществу. Молодой казак отлично управляется на поле боя, отец пророчит ему стать полковником. У Андрия же иной склад ума и характер, хоть он тоже хороший, бесстрашный воин. Младшему сыну Бульбы хочется любви, он тянется к красоте, аскетичные условия казацкого быта не доставляют ему радости.
Все три героя погибают. Андрий влюбляется в польскую девушку и становится предателем. Этого Тарас простить не может даже сыну и собственноручно его убивает: «Я тебя породил – я тебя и убью!». Остап же после яростного боя оказывается пленен ляхами. Пытки не могут его сломать, только в конце казни он зовет отца. Тот отзывается, находясь в толпе. Старший сын уходит из жизни героем. Сам Тарас позже тоже попадает в плен и его заживо сжигают на дереве. Он проявляет героизм во всем: стойко терпит боль и думает лишь о своих товарищах.
Автор показал силу духа и отвагу казацкого братства. Он отразил все лучшие качества, присущие борцам за свободу родной земли, показал всеобъемлющую любовь к отчизне и товарищам. Думаю, смерть каждого из героев задела читателя, не оставив равнодушным никого.
«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными – всего ты исполнена, земля Русская!»
Эти слова, исполненные любви к родной стране, к родной земле, много веков тому назад сказал неизвестный летописец. Эти же слова с полным правом мы можем отнести ещё к одному шедевру древнерусской литературы, дошедшему до нас из глубины веков, – «Слову о полку Игореве», потому что тема Русской земли и в этом произведении находится в центре изображения. Рефреном то и дело звучат слова автора «О Русская земля!», как эхо, они летят за маленьким княжеским войском, слышатся в плаче Ярославны и в «золотом слове» Святослава.
Кто знает, в гриднице ли великого князя или в келье монастыря создавалась эта уникальная по силе и красоте повесть. Этого уже не узнать. Здесь важно другое: автор, чьё имя не дошло до нас, в страшную годину для Руси, когда страну раздирали княжеские усобицы и брат шёл войной на брата, настойчиво озвучивает мысль о том, что земля у всех русских людей одна, что не будет счастья до той поры, пока вражда не утихнет, пока не объединятся все от мала до велика и не дадут отпор кочевникам, иначе быть беде, которая уже стоит на пороге.
Недаром в текст повествования неизвестный автор вводит описание полей, на которых редко звучат песни пахарей, щедро зерно (хлеб – символ жизни) в землю бросающих. Вместо землепашцев видим мы на нивах лишь вороньё черное, слетающееся на место побоищ, «трупы меж собою» делящее. Обливается кровью при виде этих печальных картин сердце летописца, которого мы с полным правом можем назвать настоящим патриотом, для которого судьба Родины и её защита всегда были на первом месте.
С идеи защиты Руси, Русской земли начинается «Слово…», когда князь Игорь, «поострив сердце своё мужеством» и уговорив «милого брата» Всеволода присоединиться к нему, отправляется в опасный поход против половцев, чтобы отомстить за разорение родной земли, «светло светлой, красно украшенной, многими красотами» удивляющей.
Читая строку за строкой летописи, мы убеждаемся, что за такую землю и жизнь отдать не жалко. Волга и Дон, Днепр и Дунай, Киев и Новгород, Полоцк и Путивль, Чернигов и Курск, дубравы и пашни, леса и холмы… Какая ширь, какие необозримые просторы! На фоне привольной земли Русской ущербно выглядит половецкий край, «страна незнаемая», где нет богатых городов, нет широких рек и озёр, похожих на «синее море», а есть лишь выжженные солнцем поля, «непроторённые дороги», «грязевые» болота да топи.
Безликой выглядит природа в «поганой земле». На Руси же красиво всё. Какие поэтичные картины рисует автор «Слова…»! Поля в родной земле «чистые», солнце «светлое», зори «свет зажигают», «синие молнии трепещут».
Русская земля и сама становится одним из героев «Слова…» Вспомните, ведь это именно силы природы предупреждали князя Игоря о неудачном походе: «Солнце ему тьмою путь заграждало… свист звериный поднялся… волки грозу накликают… лисицы брешут на червлёные щиты…» Русская земля пыталась остановить горячего князя, как мать – отговорить сына любимого, но не получилось...
И, как мать, скорбит Русская земля по погибшим сынам своим, буйные головы за неё сложившим:
Никнет трава от жалости,
а древо с тоской к земле приклонилось.
Именно к силам природы, к Русской земле обращается в своём плаче Ярославна, уговаривая пощадить мужа, не губить рать княжескую. Заклинает она «ветер, ветрило Игорю в бою против половцев. Умоляет «трижды светлое солнце» не обжигать жаркими лучами князя. Склоняет голову перед Днепром Славутичем в надежде, что его быстрые воды милому ладе».
И не столько о мести за погибших русичей говорит в своём «золотом слове, со слезами смешанном», Святослав Киевский, сколько призывает князей вступить «в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую», потому как нельзя оставаться равнодушным к судьбе своей страны, нельзя думать о мелком и личном, когда в опасности Родина. Автор и Святослав Киевский пытаются донести до своих современников идею объединения во имя истерзанной набегами кочевников Русской земли, краше которой нет на всём свете.
Завершая свое сочинение, хочу сказать, что в каждом слове, в каждой строчке этого уникального произведения неизвестный автор-патриот сумел воспеть Русскую землю, её красоту, её богатство и ширь, прославить её мужественных защитников и показать русский характер.