Выразительно прочитайте стихотворение «Зимнее утро». Выделите в тексте
ключевые слова и словосочетания для характеристики лирического героя
стихотворения. Объясните своё мнение об отношении лирического героя к
окружающему миру.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Это взгляд отсталой, невежественной странницы, свято
верящей в домостроевские законы.
Феклуша называет дремучий Калинов "обетованной землей",
"ругателей"-"народом благочестивым", проявления самодурства
и ханжества-"добродетелями".
("Да что уж говорить! В обетованной земле живете!
И купечество все народ благочестивый, добродетелями
многими украшенный" ).
Её слова слащавы и лживы.
Она беззастенчиво лжет, поддерживая миф о могуществе
купечества и правильности их образа жизни
("У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный").
Эта Феклуша, и ей подобные, составляет единственный
источник света и просвещения для жителей "темного царства":
всякая нелепость, которая только может придти ей в голову,
застрянет обыкновенно на веки-вечные в сознании
"темных людей", с религиозным благоговением слушающих
ее рассказ о дальних странах - о святых местах, о граде Киеве
и прочих местах, где она, впрочем никогда и не была.
Объяснение:
Прогресс и просвещение для таких, как Феклуша, навсегда
остаются грешным мраком.
Разгони чем-нибудь мою скуку(эпитет)!
Песню, что ли, приятель (обращение), запой
Про рекрутский набор и разлуку (эпитет);
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи,-
Буду, братец(обращение), за все благодарен.
«Самому мне невесело, барин (обращение):
Сокрушила(эпитет) злодейка(эпитет) жена!..
Слышь ты, смолоду (эпитет), сударь (обращение), она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста (слова для передачи народного колорита, устаревшие), шить и вязать,
На варгане играть1 и читать —
Всем дворянским(эпитет) манерам и штукам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы(эпитет) наши,
А, примерно представить (особенность разговорн речи того времени), в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
Вид вальяжный2 (эпитет)имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной(эпитет),
И не то что наш брат крепостной,
Тоись (устар слово), сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись(устар разг.сл) был,
Баит (устарев разговор слов)кучер, Иваныч Торопка),-
Да, знать, счастья ей бог не судил (поговорка):
Не нужна-ста в дворянстве холопка (эпитет)!
Вышла замуж господская(эпитет) дочь,
Да и в Питер… А справивши(устар сл ) свадьбу,
Сам-ат,(особен разгов. того времени) слышь ты, вернулся в усадьбу(эпитет),
Захворал(устар разговорн сл) и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу(метафора),
Сиротинкой(эпитет) оставивши Грушу…
Через месяц приехал зятек —
Перебрал по ревизии души3
И с запашки(устар сл) ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила( устар разговор. сл) ему
В чем-нибудь али (разговорн.) напросто тесно
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно,-
Воротил он ее на село —
Знай-де место свое ты, мужичка!(эпитет)
Взвыла(эпитет) девка — крутенько пришло:
Белоручка(эпитет), вишь(устар разговорн) ты, белоличка(эпитет)!
Как на грех, девятнадцатый год
Мне в ту пору случись… посадили
На тягло4(устар ) — да на ней и женили…
Тоись(устар разговор. в значениии то есть), сколько я нажил хлопот!
Вид такой, понимаешь, суровый(эпи тет)…
Ни косить, ни ходить за коровой!..
Грех сказать(поговорка), чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось(поговорка)
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла — становилось
Инда5(устаревш в значен иногда) жалко подчас… да куды!-
Не утешишь ее и обновкой(эпитет):
То натерли ей ногу коты(устаревш)6,
То, слышь, ей в сарафане неловко(эпитет).
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…(срапвнение)
(Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая! - погубили, потому что сделали непри к обычной жизни крепостной крестьянки)
На какой-то патрет(устарев) все глядит
Да читает какую-то книжку…
Инда страх меня, слышь ты, щемит(эпитет),
Что погубит(эпитет) она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка(эпитет), каждый день чешет,
Бить не бьет — бить и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Слышь, как щепка худа и бледна(сравнение),
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна (метафора преувеличение)—
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего?.. Видит бог, не томил
Я ее безустанной(эпитет) работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную(эпитет) руку…»
— Ну, довольно, ямщик! Разогнал(эпитет)
Ты мою неотвязную (эпитет)скуку!..
В стихотворении много устаревших разговорных слов, поговорок, чтоб передать народный колорит той эпохи, речь простого крепостного.
Само стихотворение это диалог, поэтому в нем много обращений и слов "понимаешь"чтоб проверить внимательно ли слушает собеседник.