Взгляни на глобус:
Вот он - шар земной,
На нём Башкирия
С берёзовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Берёза же - великая Россия -
Так зелена, так высока!
Веками тот листок
Сорвать с берёзы
Пытались и огонь,
И ливни, и морозы,
Заморские далёкие ветра,
И заморозки
С самого утра.
И сколько гусениц
К ней прилипало встарь?
"Религия",
"Покорность",
"Государь!".
Но зеленел листок
Среди ветвей,
Питаясь соком
Матери своей.
Но, бури и ветра
Преодолев,
Крепчает листьев
Радостный напев.
*
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесённым ветерком, -
Башкирия моя! Твой сын Я восхищён твоею широтой!
Родной моей, единственной, великой ты от Ика до Яика,
И у тебя такие горы есть:
Вершин достичь - орёл сочтёт за честь!..
Я с детства так люблю -
Твой сын -
И гордость гор, и красоту долин,
И золото земли,
И серебристость вод,
Но всех дороже мне
Родной народ! Что воспевал в прочитанных вами стихах Мустай Карим?(письменно ответить)
Царь Микен ужасно испугался вида убитого лева и силы Геракла. Он запретил герою даже приближаться к стенам города, а когда Геракл приносил доказательства своих подвигов, Еврисфей с ужасом смотрел на них с высоких стен. После убийства лева Геракл выполнил еще одиннадцать задач царя Микен, и каждая следующая задача была труднее от предыдущего. Герою пришлось убить Гидру - урода с телом змеи и девятью главами, он перестрелял птиц, которые нападали на скот и людей. И было то, что у этих птиц вместо перьев были стрелы, и они убивали ими все живое, пуская их сверху. Потом Геракл круглый год преследовал лань, которая опустошала поля, поймал ее и доставил царю. За новой задачей поймав огромного дикого кабана Геракл справился, и вычистил за один день хлева царя Авгия, и укротил неистового критского быка, привел в Микены коней, которые ели человеческое мясо, в трудных боях с амазонками получил пояс царицы Ипполиты, с большими трудностями победил трехглавого и шестирукого исполина Геркона и забрал стадо коров; спустился в подземное царство Аида и привел ужасного пса Цербера; из садов титана Атласа получил три золотых яблока. На этом и закончилась служба Геракла с царем, который длинных двенадцать лет издевался с героя. Геракл ушел, где на него ждали новые приключения, подвиги и победы.
Боги проявляли заботу о любимом сыне Зевса. Меч ему подарил Гермес, лук и стрелы - Аполлон, золотой панцирь - Гефест, богиня Афина самая соткала для него одежду. Возмужав, Геракл победил царя Эргина, которому Фивы платили дань. За это царь Фив Креонт отдал за него свою дочь Мегару, а боги послали молодому супружеству трех прекрасных сынов. Геракл жил счастливо в Фивах, пока мстительная Гера не наслала на него ужасную болезнь - сумасшествие. Потеряв ум, большой герой убил своих детей и детей своего брата. Опомнившись, Геракл ужаснулся своему невольному преступлению. Он навсегда покинул Фивы и, по совету Аполлона, возвратил на родину, чтобы по приказу царя Тиринфа закончить двенадцать подвигов.
Создав миф о Геракле и его подвигах, давние греки воплотили в образе героя свое видение роли человека на земле. Смелый, гордый, сильный человек будет всегда пользоваться благосклонностью богов и увековечит свое имя в подвигах ради людей и родины.
2. Ремесленник и гений.
3. Злодейство Сальери.
В трагедии «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина интересовали не столько исторические личности, сколько человеческие типы и их отношение к прекрасному. Главной темой трагедии является зависть довести человека до преступления. При жизни Пушкина слухи, будто композитор Сальери отравил из зависти гениального Моцарта, были широко распространены, и поэт считал этот факт вполне вероятным: «Завистник, который мог освистать ‘‘Дон-Жуана”, мог отравить его творца». До сих пор идут споры о причастности Сальери к смерти Моцарта. Несмотря на то, что историки музыки и биографы Моцарта отрицали это, вопрос об отравлении не решен окончательно.
Пушкин хотел сначала назвать эту трагедию «Зависть», но изменил название, не полностью отвечающее смыслу произведения. Ведь Сальери не просто завистник, он тоже известный композитор. Пушкин создал философски обобщенные художественные образы, и поставил в своей трагедии нравственную проблему. Зависть здесь, по мнению С. М. Бонди, охватывает человека, который привык к всеобщему уважению и сам считает себя благородным. Он осознает себя завистником сам.
Кто скажет, чтоб Сальери гордый был Когда-нибудь завистником презренным,,
Змеей, людьми растоптанною, вживе Песок и пыль грызущею бессильно ?