Анализ стихотворения бунина «не видно птиц. покорно чахнет…»
иван бунин вошел в , как талантливый прозаик и публицист. однако мало кто знает о том, что первые свои произведения он создавал в стихотворной форме, стесняя своего увлечения поэзией, которой в семье буниных не придавали особого значения. к раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «не видно птиц. покорно чахнет…», написанное в 1889 году, когда бунину едва исполнилось 19 лет. он считает себя вполне самостоятельным человеком и зарабатывает на жизнь корректором в одной из газет орловской губернии. а все свободное время проводит на охоте, обожая бродить по осеннему лесу в поисках дичи. именно одна из таких прогулок описана в стихотворении «не видно птиц. покорно чахнет…», которое словно бы переносит читателей в мир живой природы, представленные без прикрас. бунин отмечает, что глубокой осенью лес «покорно чахнет», наделяя его такими эпитетами, как «больной» и «опустевший». автор не восторгается его красотой, цепко подмечая каждую мелочь, которая лишь добавляет новые штрихи к унылой и безрадостной картине. это и свалявшаяся трава, и черные подгнившие листья деревьев, припудренные первыми заморозками, и грибная сырость, которая наполняет осенний воздух. также поэт отмечает, что день «угрюм и свеж», и кругом «не видно птиц», что свидетельствует о приближающейся зиме. однако природные метаморфозы нисколько не угнетают бунина, который мечтает об одиночестве, поэтому целый день скитается «в степи свободной, вдали от сел и деревень».
его единственным спутником является «ветер однотонный», который «гудит-поет в стволы ружья», и это завывание вызывает у поэта отрадную грусть. у него есть время не только подумать о своей будущей жизни, но и почувствовать единение с природой, и мрачность которой автора ничуть не смущают. наоборот, вид умирающего леса настраивает бунина на философский лад и позволяет безболезненно расстаться с юношескими иллюзиями, которые порождали в душе поэта волнения и чрезмерные амбиции. ему не суждено стать ученым или же военным, как того хотели его родители, он не может в дом свою избранницу, девушку более низкого происхождения, с которой он впоследствии уедет в полтаву. но именно с этого времени осень становится одним из самых любимых времен года автора, и ей он посвящает не только многочисленные стихи, но и прозу, наполненную светлой грустью и предвкушением новых впечатлений.
И. а. бунин — блистательный писатель начала xx века, вошедший в как поэт и прозаик. он вошел в плеяду художников слова серебряного века, однако творил и после окончания этой эпохи, продолжая в своих произведениях традиции символистов: не видно птиц. покорно чахнет лес, опустевший и больной. грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной. и, убаюкан шагом конным, с отрадной грустью внемлю я, как ветер звоном однотонным гудит-поет в стволы ружья. один из известнейших поэтов и критиков, творивших, будучи в эмиграции, в. ф. ходасевич считал, что « сделала бунина своим любимцем, ранние поэтические шаги бунина совпали с началом символизма; символисты до последней минуты считали бунина своим, однако разрыв последовал скоро». и действительно, через некоторое время бунин-поэт становится буниным-писателем, получившим в дальнейшем нобелевскую премию за создание гениальных произведений малого объема. об этом разрыве ходасевич пишет следующее: « сравнении с символистами бунин как бы ставит форму на место: он снижает ее роль, урезывает ее его форма, конечно, благородна и сдержанна, что спасает бунина от дешевых эффектов. символист — создатель своего пейзажа, бунин смиреннее и целомудренней: он хочет быть созерцателем». пейзаж имеет для бунина особенное значение. практически нет ни одного произведения, где не было бы пейзажа, изображенного легко и вместе с тем зримо. особенность изображения природы у бунина заключается в том, что он не столько материален, сколько психологичен. основная автора не дать читателю фотографически точное описание местности, а передать тонкое настроение, эмоции, во власти которых пребывает и герой, и сам автор.
иван бунин вошел в , как талантливый прозаик и публицист. однако мало кто знает о том, что первые свои произведения он создавал в стихотворной форме, стесняя своего увлечения поэзией, которой в семье буниных не придавали особого значения. к раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «не видно птиц. покорно чахнет…», написанное в 1889 году, когда бунину едва исполнилось 19 лет. он считает себя вполне самостоятельным человеком и зарабатывает на жизнь корректором в одной из газет орловской губернии. а все свободное время проводит на охоте, обожая бродить по осеннему лесу в поисках дичи. именно одна из таких прогулок описана в стихотворении «не видно птиц. покорно чахнет…», которое словно бы переносит читателей в мир живой природы, представленные без прикрас. бунин отмечает, что глубокой осенью лес «покорно чахнет», наделяя его такими эпитетами, как «больной» и «опустевший». автор не восторгается его красотой, цепко подмечая каждую мелочь, которая лишь добавляет новые штрихи к унылой и безрадостной картине. это и свалявшаяся трава, и черные подгнившие листья деревьев, припудренные первыми заморозками, и грибная сырость, которая наполняет осенний воздух. также поэт отмечает, что день «угрюм и свеж», и кругом «не видно птиц», что свидетельствует о приближающейся зиме. однако природные метаморфозы нисколько не угнетают бунина, который мечтает об одиночестве, поэтому целый день скитается «в степи свободной, вдали от сел и деревень».
его единственным спутником является «ветер однотонный», который «гудит-поет в стволы ружья», и это завывание вызывает у поэта отрадную грусть. у него есть время не только подумать о своей будущей жизни, но и почувствовать единение с природой, и мрачность которой автора ничуть не смущают. наоборот, вид умирающего леса настраивает бунина на философский лад и позволяет безболезненно расстаться с юношескими иллюзиями, которые порождали в душе поэта волнения и чрезмерные амбиции. ему не суждено стать ученым или же военным, как того хотели его родители, он не может в дом свою избранницу, девушку более низкого происхождения, с которой он впоследствии уедет в полтаву. но именно с этого времени осень становится одним из самых любимых времен года автора, и ей он посвящает не только многочисленные стихи, но и прозу, наполненную светлой грустью и предвкушением новых впечатлений.