я ів мне нужна сегодня здать І. Характеристика персонажів казки " Пані Метелиця". Антитеза у творі
Літературний диктант
1. Яку роботу виконувала пасербиця?
2. За чим пасербиця стрибнула у криницю?
3. Хто просив до у дівчат?
4. Якою була пані Метелиця зовні?
5. Коли на світі йшов сніг?
6. Чому пасербиця вирішила піти від пані Метелиці, хоч їй у неї було добре?
7. Що означає вислів " Лаяти на всі заставки"?
8. Як це - " відлягло від серця"?
9. Хто першим сповіщав про повернення дівчат та їхні успіхи?
10. Чому, коли пасербиця прийшла додому, мачуха і сестра зраділи, не знали, де й посадити?
11. Чому мачуха "аж загорілася", коли почула розповідь пасербиці?
12. Чим нагородила пані Метелиця ледащицю?
(Виконайте це завдання в зошиті. Пишіть тільки відповіді на запитання. Нумеруйте відповіді, пишіть їх з нового рядка.)
ІІ. Робота над образами пасербиці та лінивиці.
А) казка " Пані Метелиця" - народна казка, соціально - побутова з елементами фантастики;
Б) має будову : зачин - "Жила на світі...", основну частину і закінчення: "...не відмовилася, скільки вона жила на світі.";
В) три персонажі зустрічаються героїням - піч, яблуня, стара баба;
Г) є повтори, антитеза ( протиставлення )
Д) зображено реальне життя, добро перемагає;
Е) уславлено працьовитість, доброту героїні.
ІІІ. Хто у творі викликає симпатію , а хто - ні? Чому?
Які риси характеру героїнь протиставлено у казці?
На чиєму боці народ? А ви?
ІУ. Чому вчить казка?
(Якщо ви уважно прочитали ІІ - ІУ завдання і змогли дати відповіді на запитання, ви виконали завдання уроку. Ці відповіді не треба писати в зошиті. Достатньо усно знати їх. Успішної самостійної роботи над темою. Ви молодці.)
Д/з
Записати в зошиті по два прислів' я або приказки, які відповідають до образів падчірки і лінивиці ( по 2 до кожної героїні). Як виконувати домашню роботу, ви знаєте з попередніх уроків.
Перегляньте мультфільм або художній фільм " Пеппі Довгапанчоха" ( до уроку позакласного читання) .
Объяснение:
Привет, Вовка, привет, дружище!
Надеюсь, ты жив и здоров? Может быть, ты и плавать уже научился? У вас в Москве, я читал, там и река есть, и даже бассейны. Вот уж раздолье, и не хочешь плавать - так научишься.
Я часто вспоминаю нашу рыбалку, как мы ходили на омут. Мне и теперь страшно вспоминать, как ты тогда в самую глубину навернулся! Сам не понимаю, как мы с тобой тогда не утонули. Этот омут такой подлый, в момент затягивает. А помнишь, как мы после всего плакали? Наверное, от счастья, что живы остались.
Приезжай к нам снова, Вова, а пока - бывай здоровый. Вот видишь, даже в рифму получилось.
Твой дружок Яшка.
Подробнее - на -
О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя - отчество” Игнатич.Что узнаем мы о нем из пролога?
Свои или чужие грехи искупил Игнатьич?
В чем схожи судьбы писателя и героя рассказа?
Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?
Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца? Подтвердите свой ответ цитатой из текста.
Почему рассказчик решает у неё остаться?
Как проходит обычный день у Матрены?
Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?
Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?Подтвердите свой ответ примерами из текста.
Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?
Как относится Матрена к работе?
Как используют ее труд окружающие люди?
Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
Какую роль они сыграли в судьбе главной героини?
Были ли в жизни Матрены минуты радости?
Солженицын разделил свой рассказ на три части.Как их можно озаглавить?
Какие типичные явления русской действительности подчёркивает автор, раскрывая жизнь деревни 50-х?
Озлобилась ли Матрёна или нашла иное средство выживания?
Почему Матрёне приходилось воровать?
Как складывались у Матрёны отношения с властью?
Как противостояли деревенские женщины власти в борьбе за выживание?
Как поступали власти, видя изнуряющий женский труд?
Умели ли власти организовать людей на полезный и высокооплачиваемый труд?
Какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?
Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?
Дайте описание внешности Фаддея. Что она говорит о его характере?
Понял ли жертвенность Матрёны Фаддей, вернувшийся из венгерского плена?
Что ещё сообщает автор о Фаддее?
Чем объяснить разницу непохожих душ Матрёны и Фаддея?
На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?
Прав ли автор, говоря: «Сорок лет пролежала угроза Фаддея в углу…а ударила-таки»?Что это за
угроза?
Какой момент стал поворотным в жизни Матрёны? Почему?
Почему Матрёна выходит замуж за Ефима?
Вы склонны осудить или оправдать Матрёну в этой ситуации?
Что изменило обычный образ жизни Матрены?
Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?
Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите
цитатой из текста.
Почему читатель верит ей?
Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?
Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу?
Попробуйте поискать эти авторские “подножки”, подставленные читателю.
Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?
Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?
Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены. Охарактеризуйте их.
Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?
Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не
преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним
величественный и трагический образ Матрены. В чём он заключается?
Какие слова из текста можно взять эпиграфом к образу Матрены?В чем трагичность ее судьбы?
Почему Матрена рассказывает о своей жизни Игнатьичу?
Можно ли назвать Матрену Васильевну красивой? В чём заключается эта красота?
Кто виноват в гибели Матрены: люди, события, судьба?
Первый вариант названия рассказа «Не стоит село без праведника». Раскройте его философский
смысл.
Как растолковать смысл начального названия рассказа?
Изменился ли смысл названия рассказа под вторым заголовком?Как?
Как вы понимаете заключительные слова произведения? Согласны ли вы с ними?
В чем смысл слова “праведник”?
В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?
С гибелью Матрены рушится ли этот мир?
Кто сможет защитить “Матренин двор”?
Этот во сложный, он еще раз возвращает нас к переосмыслению разговора о смысле жизни. В чём он заключается, исходя из рассказа А.И.Солженицына?
Как вы думаете, нужны ли такие праведники в нашей жизни? Почему? Зачем?
Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать
праведниками?
Кто из писателей затрагивал эту же проблему? Каково их понимание праведничества?
Какие ещё проблемы вы увидели в этом рассказе?
Есть ли в произведении такие моменты, которые вас потрясли?
Как русский характер понимает Солженицын?
Какие ещё представления о русском народном характере заявлены в рассказе?
Можно ли сказать, что рассказ А.И.Солженицына“Матрёнин двор” связывает некоторые мотивы
предшествующей литературы с последующими мотивами современных литературных произведений? Приведите примеры.
Объяснение: