В«однодуме» еще сильней и ярче звучит мысль лескова о том, что каждому человеку необходимо жить по общечеловеческим законам, по евангельским заповедям. рыжов не принимал даров ни от бедных, ни от богатых. он не делит людей на социальные группы, для него важно какой человек внутри. поэтому однодум ведет себя одинаково по отношению ко всем людям. герой этого рассказа, испытав все тяготы сиротского детства, познав за время своего ученья у дьяка только самые азы грамоты, самостоятельно совершает затем восхождение к высотам духа, в котором он обретает поистине державную независимость. особенно понравился ему пророк исайя, его воззрения лежат в основе самого однодума. устами пророка исайи высказывается мысль автора о том, что нужно веру в душе иметь и жить по честности и добру, не устраивать показного отношения к богу. «измыйтесь, отымите лукавство от душ ваших. научитесь добро творити …"вся сложность жизни, у него вытеснена одной думою: жить буквально по праведным заветам – режет он правду-матку сильным мира сего. а те спускают ему все – как чудаку, юродивому. » но с этим высказыванием аннинского можно согласиться частично, так как рыжов, вдохновленный высокой библейской проповедью, на скромном посту квартального делает все возможное для реализации евангельских заповедей, его доброе сердце обращено к людям. но чем больше мы читаем этот рассказ, тем сильнее убеждаемся в том, что рыжов живет праведно и никакой он не чудак, а самый что ни на есть правильный человек. в образе однодума лесков опять выражает свою идею о том, что каждый должен жить праведными заветами, должен научиться творить добро
Басня «свинья под дубом» написана крыловым в 1823 году. а в 1825 году она была опубликована в «северной пчеле». в основу басни положен оригинальный сюжет о свинье, кормящейся желудями, упавшими с дуба. наевшись желудями досыта, свинья уснула. а после сна она решила подрыть у дуба корни. ворон, сидевший на дубе, сделал ей замечание, указав, что дуб может засохнуть, если его корни будут открыты. на это свинья отвечала, что судьба дуба ее совсем не волнует, это дерево она считает бесполезным. интересны ей только желуди. возмущенный дуб назвал свинью и посоветовал ей посмотреть наверх, на ветви дерева, чтобы увидеть, что желуди, которые так нравятся свинье, растут именно на дубе. в басне «свинья под дубом» высмеиваются люди, по природе своей недальновидные и невежественные, не видящие дальше своего носа. недаром таких людей крылов уподобляет свинье, роющей землю носом в поисках желудей. свинье безразлично то, что происходит в окружающем мире. ее интересуют только желуди, при этом ей все равно, откуда эти желуди берутся. в конце басни автор указывает следующую мораль – невежды, ругающие науку и просвещение в целом, одновременно с этим пользуются просвещения и научных трудов, не понимая, что является источником этих плодов.