Как ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от обстоятельств, так Очумелов меняет свое поведение в зависимости от того, с кем имеют дело. В рассказе «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов хочет создать видимость добросовестной службы, когда идет через базарную площадь. Втянутый в разбирательство уличного беспорядка, Очумелов пытается разобраться в «запутанном деле Хрюкина» и меняет свое решение в зависимости от обстоятельств, как хамелеон меняет окраску своего тела. Он «сотрясает» воздух, грозит «мерзавцам» штрафом, но вскоре узнает, что жалкая собачонка, возмутитель спокойствия, принадлежит генералу Жигалову. Тут же Очумелов меняет тон, обвиняя полупьяного Хрюкина во всех грехах. Очумелов еще не раз изменит свою точку зрения, а читатели догадаются о внутренней буре, тревожащей полицейского надзирателя, по короткой фразе: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто» или: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто...» Как же унижен человек, если он лебезит даже не перед генералом, а перед его собачонкой! Очумелов продолжает свой путь по базарной площади, только теперь он грозит не неизвестному хозяину собачонки, а Хрюкину: «Я еще доберусь до тебя!» Для таких людей, как Очумелов, важна не истина, а преклонение перед сильными мира сего. От них зависит его карьера и благополучие, больше его ничего не волнует. В хамелеонстве Очумелова воплощен распространенный человеческий порок — стремление угодить, при к обстановке, обеспечить себе спокойное существование на уютной должности
Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды.
В его облике нет ничего карикатурного: исторически он вполне правдив.
Как и Фамусов, полковник Скалозуб руководствуется в своей жизни «философией»
и идеалом «века минувшего» , только в еще более грубой и откровенной форме.
Цель своей службы он видит не в защите отечества от посягательства врага, а в достижении богатства и знатности, которые для военного, по его мнению, доступнее. Чацкий характеризует его так:
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!
По словам Софьи, Скалозуб только и говорит, что «о фрунте и рядах» . Источник «военной мудрости» Скалозуба - это прусско-павловская школа в русской армии,
столь ненавистная свободомыслящим офицерам того времени, воспитанным на
заветах Суворова и Кутузова. В одной из ранних редакций комедии в разговоре с Репетиловым Скалозуб прямо заявляет:
Я школы Фридриха, в команде - гренадеры,
Фельдфебеля - мои Вольтеры.
Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента, когда герои 1812 года
стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами
во главе с Аракчеевым.
Именно люди типа Скалозуба менее чем через год после окончания
"Горя от ума" расстреляли из пушек декабристов на Сенатской площади в
Петербурге.
Образ его имел большое политическое значение для разоблачения военно-крепостнической реакции того времени.
Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды.
В его облике нет ничего карикатурного: исторически он вполне правдив.
Как и Фамусов, полковник Скалозуб руководствуется в своей жизни «философией»
и идеалом «века минувшего» , только в еще более грубой и откровенной форме.
Цель своей службы он видит не в защите отечества от посягательства врага, а в достижении богатства и знатности, которые для военного, по его мнению, доступнее. Чацкий характеризует его так:
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!
По словам Софьи, Скалозуб только и говорит, что «о фрунте и рядах» . Источник «военной мудрости» Скалозуба - это прусско-павловская школа в русской армии,
столь ненавистная свободомыслящим офицерам того времени, воспитанным на
заветах Суворова и Кутузова. В одной из ранних редакций комедии в разговоре с Репетиловым Скалозуб прямо заявляет:
Я школы Фридриха, в команде - гренадеры,
Фельдфебеля - мои Вольтеры.
Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента, когда герои 1812 года
стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами
во главе с Аракчеевым.
Именно люди типа Скалозуба менее чем через год после окончания
"Горя от ума" расстреляли из пушек декабристов на Сенатской площади в
Петербурге.
Образ его имел большое политическое значение для разоблачения военно-крепостнической реакции того времени.
ЛУЧШИЙ ОТВЕТ ПЛЗ