1.Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким.
2.Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то, что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма.
3.Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Руси» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
4.Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а так же с символичным значением смерти. Примеры стихов Есенина о природе перечислены тут.
5.Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и народом.
6.Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме «Анна Снегина» (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему».
2."Берёза"
История создания – стихотворение написано восемнадцатилетним Есениным в 1913 году, являясь частью его раннего творческого наследия.
Тема – красота символа России, который прекрасен вне зависимости от времени года.
Основная мысль - Очень лирическое стихотворение "Берёза" С. Есенина многогранно. Оно посвящено любимому дереву русского народа - берёзе. Основная мысль стихотворения - любовь к родным местам, к своим "корням", к России. Поэт с любовью и нежностью описывает зимнюю берёзу, подмечает красоту зимнего утра. Для поэта берёза живая, родная, красивая. Образ берёзы это и образ девушки, и образ русской природы, образ Родины.
Композиция одночастная, развивающаяся линейно.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – трехстопный хорей с пиррихием.
Метафоры – “зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”.
Сравнение – “что кудри”.
Олицетворение – “черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.
"Гой ты,Русь,моя родная..."
История создания – стихотворение было написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 в сборнике «Радуница».
Тема стихотворения – русские искренняя любовь к родине.
Основная мысль-С.Есенин хочет показать, что он дорожит своей родиной и не променяет её даже на рай.
Композиция – Анализируемый стих – целостный монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
Жанр – эллегия.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Русский барин Кирила Петрович Троекуров, был армейским офицером много лет, дослужился до генеральского звания. Он богат и знатен, имеет связи и большой вес в губерниях, где находится его имение. Он с детства избалован "всем, что только окружало его",привык потакать "всем порывам пылкого своего нрава". Соседи рады угождать малейшим его прихотям и разделять его "буйные увеселения". В домашнем быту выказывал все пороки человека необразованного”.
Главные черты характера: пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твёрдость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости своенравие и суровость, порой даже жестокость Кирилы Петровича; склонность к обжорству и “шумным, а иногда и буйным увеселениям”.
Примеров необузданного нрава много: начиная от “забавы” с медведем и кончая разорением старого боевого товарища Дубровского . А чего стоит его решение выдать замуж за старого, богатого князя Верейского единственную дочь Машу!
Понять характер барина его поступки и речь. Пушкин подчеркивает его безграничную власть над людьми. "С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно", но они гордились богатством и славой своего хозяина. Обычно Троекуров проводил свои дни "в пирах и проказах",объезжал свои просторные владения, веселился, придумывая новые развлечения. Его все побаивались: дьячок, например, скорее согласился бы "лаять на владыку, чем косо взглянуть на Кирилу Петровича". А сам Троекуров, "надменный в сношениях с людьми самого высшего звания", уважал одного Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии, который был его ближайшим соседом и с которым они некогда были товарищами по службе. Дружил с ним, хотя последний был беден, владел всего лишь семьюдесятью душами крестьян и вышел в отставку в чине гвардейского поручика. Троекуров неоднократно предлагал соседу “своё покровительство” и “запросто заезжал в домишко старого товарища”, не чинясь, назвал его братом и даже предлагал выдать Машу замуж за сына Дубровского Владимира, если в молодом человеке “будет путь”. После ссоры он искал примирения с соседом, а получив по решению суда во владение Кистенёвку, испытывал угрызения совести, и “победа не радовала сердца”, потому что, как пишет автор, “от природы не был он корыстолюбив”. Кирила Петрович необразован. Отсюда все его пороки. Обжорство, пьянство, жестокость, самодурство вот неполный список качеств этого героя. Внешность Троекурова описана скупо. Кирилл Троекуров - полный, крупный, сильный мужчина: "...придвинули ему кресла из уважения к его чину, летам и дородности... " "...Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале... "
С.А.Есенин
1.Основные темы в творчестве С.А.Есенина:
1.Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким.
2.Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то, что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма.
3.Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Руси» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
4.Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а так же с символичным значением смерти. Примеры стихов Есенина о природе перечислены тут.
5.Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и народом.
6.Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме «Анна Снегина» (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему».
2."Берёза"
История создания – стихотворение написано восемнадцатилетним Есениным в 1913 году, являясь частью его раннего творческого наследия.
Тема – красота символа России, который прекрасен вне зависимости от времени года.
Основная мысль - Очень лирическое стихотворение "Берёза" С. Есенина многогранно. Оно посвящено любимому дереву русского народа - берёзе. Основная мысль стихотворения - любовь к родным местам, к своим "корням", к России. Поэт с любовью и нежностью описывает зимнюю берёзу, подмечает красоту зимнего утра. Для поэта берёза живая, родная, красивая. Образ берёзы это и образ девушки, и образ русской природы, образ Родины.
Композиция одночастная, развивающаяся линейно.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – трехстопный хорей с пиррихием.
Эпитеты – “белая береза”, “пушистые ветки”, “снежная кайма”, “белая бахрома”, “сонная тишина”, “золотой огонь”, “новое серебро”.
Метафоры – “береза принакрылась снегом”, “распустились кисти”, “горят снежинки”, “заря обходит кругом”.
Сравнение – “снегом точно серебром”.
"Черёмуха"
История создания – Есенин написал “Черемуху” в 1915 году, а читатель смог познакомиться с ним уже в мартовском номере журнала “Мирок”.
Тема стихотворения – рассказ о черемухе.
Основная мысль-С.Есенин хотел показать нам весеннее пробуждение чувств, которое объединяет все живое и придает жизни радость.
Композиция – одночастная линейная.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – двухстопный ямб с перекрестной рифмой.
Эпитеты – “душистая черемуха”, “ветки золотистые”, “роса медвяная”, “серебряный ручей”, “золотистая зелень”.
Метафоры – “зелень сияет в серебре”, “зелень горит на солнышке”.
Сравнение – “что кудри”.
Олицетворение – “черемуха завила ветки”, “ручей бежит”, “ручей поет песенки”.
"Гой ты,Русь,моя родная..."
История создания – стихотворение было написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 в сборнике «Радуница».
Тема стихотворения – русские искренняя любовь к родине.
Основная мысль-С.Есенин хочет показать, что он дорожит своей родиной и не променяет её даже на рай.
Композиция – Анализируемый стих – целостный монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
Жанр – эллегия.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».
Эпитеты – «Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий веселый пляс».
Сравнения – «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как сережки прозвенит девичий смех».
был армейским офицером много лет,
дослужился до генеральского звания.
Он богат и знатен, имеет связи и большой
вес в губерниях, где находится его имение.
Он с детства избалован "всем, что только
окружало его",привык потакать
"всем порывам пылкого своего нрава".
Соседи рады угождать малейшим его
прихотям и разделять его "буйные
увеселения".
В домашнем быту выказывал все пороки
человека необразованного”.
Главные черты характера:
пылкий нрав, грубость, своенравие,
избалованность, гордость, независимость,
достоинство, верен свои правилам,
решениям, твёрдость в исполнении
решенного, прямота, честность,
бесцеремонность, грубость, властность,
стремление к независимости своенравие и
суровость, порой даже жестокость Кирилы Петровича;
склонность к обжорству и “шумным,
а иногда и буйным увеселениям”.
Примеров необузданного нрава много:
начиная от “забавы” с медведем и кончая
разорением старого боевого товарища
Дубровского .
А чего стоит его решение выдать замуж за старого,
богатого князя Верейского единственную
дочь Машу!
Понять характер барина
его поступки и речь.
Пушкин подчеркивает его безграничную власть
над людьми. "С крестьянами и дворовыми
обходился он строго и своенравно",
но они гордились богатством и славой
своего хозяина.
Обычно Троекуров проводил свои дни
"в пирах и проказах",объезжал свои
просторные владения, веселился,
придумывая новые развлечения.
Его все побаивались: дьячок, например,
скорее согласился бы "лаять на владыку,
чем косо взглянуть на Кирилу Петровича".
А сам Троекуров, "надменный в сношениях с
людьми самого высшего звания", уважал
одного Андрея Гавриловича Дубровского,
отставного поручика гвардии, который
был его ближайшим соседом и с которым
они некогда были товарищами по службе.
Дружил с ним, хотя последний был беден,
владел всего лишь семьюдесятью душами
крестьян и вышел в отставку в чине
гвардейского поручика.
Троекуров неоднократно предлагал соседу
“своё покровительство” и
“запросто заезжал в домишко старого товарища”,
не чинясь, назвал его братом и даже предлагал
выдать Машу замуж за сына Дубровского
Владимира, если в молодом человеке
“будет путь”.
После ссоры он искал примирения с соседом,
а получив по решению суда во владение
Кистенёвку, испытывал угрызения совести,
и “победа не радовала сердца”, потому что,
как пишет автор, “от природы не был он
корыстолюбив”.
Кирила Петрович необразован.
Отсюда все его пороки. Обжорство, пьянство,
жестокость, самодурство вот неполный список
качеств этого героя.
Внешность Троекурова описана скупо.
Кирилл Троекуров - полный, крупный, сильный
мужчина: "...придвинули ему кресла из уважения
к его чину, летам и дородности... "
"...Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед
по зале... "