Образ лирического героя, авторское "я". – «я помню чудное мгновенье» - одно из самых проникновенных, трепетных, гармонических стихотворений пушкина, относящихся к любовной тематике. оно автобиографично и посвящено анне петровне керн. стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание лирического героя. это глубоко сокровенное, затаенное воспоминание согрето таким трепетным и горячим, незатухающим чувством, что мы невольно и незаметно приобщаемся к этому благоговейному преклонению перед святыней красоты: я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты. эмоциональная тональность последующих строф также не снижается. лирический герой вспоминает годы своей петербуржской жизни, прошедшие «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты» . иной настрой чувств он воссоздает, вспоминая свою жизнь в период южной ссылки («бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты») . поэт упоминает и про «мрак » михайловской ссылки, о тягостных днях, проведенных «в глуши» : «без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви» . но всегда в памяти героя были «милые» , «небесные» черты, «голос нежный» все так же звучит в его душе. любви присуще и трагическое – ревность, разлука, смерть любимой. неразделенная любовь лирического героя пушкина лишена всякого эгоизма. он по-настоящему любит женщину, заботится о ней, не хочет тревожить ее своими признаниями. у лирического героя пушкина дни разлуки с любимой протекали «в тревогах шумной суеты» , то есть со всеми обычными проявлениями повседневной жизни. был «бурь порыв мятежный» , который оттеснял личное, «рассеял прежние мечты» . было и томительное бездействие: «в глуши, во мраке тянулись тихо дни мои…» . стилистические фигуры произведения. 1. фразы с прямым и обратным порядком слов складываются в особый ритм. этот ритм сразу манифестируется контрастом стихов (1) и (2): я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты.. 2. стихи обращены друг к другу по правилу слегка сдвинутой зеркальной симметрии или неполной инверсии, что является одним из наиболее частых приемов пушкина. фигура еще резче подчеркнута поляризованной позицией личных местоимений "я" и "ты". они берут оба стиха в композиционно-смысловую рамку и условия для дальнейшего фразового ритма. 3. синтаксические противопоставления подыгрывают антонимической смене мотивов "память-забвение", и в перекличке "я помню" (1) и "я забыл" (11) второй и последний раз возникает местоимение первого лица. я помню чудное мгновенье: и я забыл твой голос нежный, 4. строфы iv и v построены на обратном порядке слов, причем в v две таких фразы (ст. 17-18). душе настало пробужденье: и вот опять явилась ты, 5. в целом обратный порядок слов превышает прямой фактически в два раза, если вычесть восемь стихов с "нейтральными" анафорическими вставками.
Н.в.гоголь в повести «тарас бульба » рассказывает о борьбе украинского народа за независимость своего отечества. события происходят в вольной республике запорожская сечь. здесь воспитываются отважные, свободолюбивые и сильные духом казаки. главным героем является старый полковник запорожской сечи тарас бульба, который мужественно сражается в боях за справедливость и православную веру, не жалея сил и жизни. в таком духе тарас воспитывает своих сыновей андрия и остапа. часто он относится к ним довольно жестко и со всей суровостью, но за этим сокрыта глубокая родительская любовь и гордость за своих детей. тайком отец любуется остапом , представляя его в будущем хорошим полковником. в андрие он видит отважного воина запорожской сечи . бульба мечтает о том, как приедет на сеч со своими сыновьями и гордо скажет всем: «вот посмотрите, каких я молодцев к вам! » больше всего на свете тарас бульба ценит родство «по душе, а не по крови». и своими делами доказывает это. когда андрий, влюбившись в прекрасную полячку, изменяет казакам, он убивает своего младшего сына. но, когда наступает смертный час старшего сына остапа, тарас невероятными усилиями пробирается в варшаву на площадь, где происходит казнь. рискуя своей жизнью, он откликается на немощный крик умирающего сына, поддерживая его. тарас бульба – мудрый атаман. в жестокой битве он поднимает дух казакам, выкрикивая: «есть ли порох в пороховницах? » и в свой последний час в смертельном бою казаки стремятся увидеть своего старого полковника. умирая, тарас меньше всего думает об огне, « которым собираются его палить». все мысли заняты безопасностью его товарищей. последней командой он казаков об угрозе, и тем самым спасает им жизнь. в своей повести н.в.гоголь показывает, что такую мощь, такую преданность своим товарищам, такой дух, которым обладает тарас бульба, не способны уничтожить никакой огонь и никакая сила.