В статье дается обзор художественных произведений, созданных о Севастополе советскими писателями. Их подавляющее большинство посвящалось героической истории города, в частности, первой обороне в 1854-1855 гг. и второй обороне в 1941-1942 гг. Используя проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы, автор приходит к выводу, что внимание советского государства к отображению батальной тематики в художественном творчестве являлось частью идеологического курса по воспитанию патриотизма и подготовке к потенциальной войне. Эта тенденция опиралась на исторические традиции отечественной литературы, в которых образы ратных подвигов русского народа занимали ключевые позиции.
Снег обтаял под сосною, И тепло на мягком мху, Рано в утренник весною Над опушкою лесною Гаснут звезды наверху. Соберутся зайцы грудой Под капелью и теплом, Громче дятел красногрудый Застучит в сухой и рудый Ствол со щелью и дуплом. И медведь с хребтом багровым Встанет, щуряся, в лому, По болотам, по дубровам Побродить с тягучим ревом И с очей согнать дрему. Как и я уйду весною В яр дремучий до зари Поглядеть, как никнет хвоя, Как в истоме клохчут сои И кружатся глухари. Как гуляет перед бором Чудный странничек в кустах: В золотых кудрях с пробором, В нарукавнице с узором, Со свирелкой на устах
И тепло на мягком мху,
Рано в утренник весною
Над опушкою лесною
Гаснут звезды наверху.
Соберутся зайцы грудой
Под капелью и теплом,
Громче дятел красногрудый
Застучит в сухой и рудый
Ствол со щелью и дуплом.
И медведь с хребтом багровым
Встанет, щуряся, в лому,
По болотам, по дубровам
Побродить с тягучим ревом
И с очей согнать дрему.
Как и я уйду весною
В яр дремучий до зари
Поглядеть, как никнет хвоя,
Как в истоме клохчут сои
И кружатся глухари.
Как гуляет перед бором
Чудный странничек в кустах:
В золотых кудрях с пробором,
В нарукавнице с узором,
Со свирелкой на устах