Рассказ «толстый и тонкий» (1883) относится к раннему периоду творчества а. п. чехова. рассказ мал по объему, так как написан необыкновенно емко и концентрированно. признанный мастер, чехов умел «коротко говорить о длинных вещах». при этом авторская позиция в рассказе намеренно не акцентирована – читатель сам может сделать выводы на основании прочитанного. жанр произведения – рассказ, написанный в лучших традициях критического реализма. в рассказе ярко проявлены черты индивидуального писательского стиля чехова: быстрое развитие сюжета, лаконичность, внимание к выразительным деталям, точность языка. проблематика рассказа в рассказе чехов показывает зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления. автор с присущим ему тонким юмором высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. чехов правдиво и беспощадно рисует картину мира «тонких», мира рабской психологии. трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности. особенности сюжетной композиции рассказа произведение отличает предельно краткая экспозиция, выраженная одним предложением. даже из него можно сделать два вывода. во-первых, писатель использует антитезу, говоря о том, что один приятель – толстый, другой – тонкий, уже этим противопоставляя их друг другу. во-вторых. николаевская железная дорога соединяла москву и петербург; основными ее пассажирами были чиновники. можно предположить, что в рассказе пойдет речь именно о них. завязкой служит неожиданная встреча двух друзей детства – михаила и порфирия. развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. в остросоциальной развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи. «тонкий» начинает подобострастничать перед «толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). особый прием писателя – незаконченные предложения - словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности. «толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого». система персонажей отличительная особенность рассказа – психологических характеристик героев. отношения между главными персонажами – «толстым» и «тонким» - основаны на противопоставлении двух героев. в повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с выразительных штрихов чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни. автор подчеркивает социальное различие приятелей детства с запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флер-д'оранжем», от «тонкого» — «ветчиной и кофейной гущей». во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается. писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев - «толстый» «», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился». у «толстого» остается прежнее обращение к порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» - «что вы-с…». введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» автору в полной мере раскрыть особенности характера порфирия. анализ стилистических особенностей рассказ написан в художественном стиле с использованием элементов разговорного стиля. раскрывая характер героев при контрастного изображения, чехов широко использует разнообразные стилистические приемы: антонимы, сравнения, метафоры, , синтаксическую антитезу, многократное повторение союза «а». на протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение. как врач, как писатель, как человек, чехов вскрывает в своем произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».
Что составляет основу, саму сущность жизни людей? думаю, коренные ценности человеческого бытия и быта в трагические моменты , в дни мира и трудов люди опираются на нравственные ценности, которые выработаны человечеством. они живы идеей сохранения мира и жизни на земле. они благоденствием и процветанием своего государства и своей малой родины, в рамках которых протекает их жизнь. они оберегают пространство личной жизни – дом, семью, детей. не чужды им простые человеческие радости: проявления любви, дружбы, любование красотой природы и человеческих отношений. независимо от времени и среды проживания люди едины в своём стремлении к счастью, порою по-разному понимая суть этого важнейшего человеческого состояния. важно отметить и то, что человек всегда стремился определить своё место в жизни, понять своё предназначение. размышляя над тем, чем живы другие, он всегда стремился к осознанию того, чем жив он сам, удовлетворяет ли его собственная судьба, не сузил ли он рамки своей жизни до уровня быта, оставив другим право решать вечные вопросы бытия. такие вопросы требуют от человека великого труда ума, души, честности перед собою. и тогда жизнь человека наполняется не только трудом ради ежедневного выживания, но и духовной работой, обеспечивающей развитие личности человека и, следовательно, жизни в целом. пониманию сути человеческой жизни, проникновению в самые различные её проявления, безусловно, способствует – как мировая, так и наша родная – . размышляя над вопросами, чем наполнить свою жизнь, чему её посвятить, бьётся тревожная мысль евгения базарова – главного героя романа и.с. тургенева «отцы и дети». он анализирует различные варианты человеческой судьбы, уклады жизни. «напичкать день всякими занятиями, ахами да охами»… так, «что и опомниться некогда»? (базаров о жизни своей матери). вести «глухую жизнь, какую ведут здесь отцы»? жить легко, «провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь», как анна сергеевна одинцова? посвятить свою жизнь борьбе за то, чтобы «у последнего мужика» была «славная, белая изба»? «ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше? » в сцене «под стогом сена» поставлены конечные вопросы бытия, неразрешимые по своей сути: что такое человек и что такое жизнь человека? зачем нужна жизнь, если она не вечна? где грань между будничным, сиюминутным и вечным? в чем смысл человеческой жизни, если он лишь песчинка, некая « точка» по сравнению с вечностью? как должен распорядиться своей жизнью человек? какой цели себя посвятить? л.н. толстой, великий знаток человеческой натуры, в романе «война и мир» тоже показывает разные уклады жизни. суть жизни одних людей (светское общество в салоне шерер) составляют карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость. внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. а внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. например, князь василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. скрывая корыстные намерения, он говорит, « как заведённыё часы», «как актёр говорит слова старой пьесы». этих людей он относит к партии « войны». им толстой противопоставляет «жизнь сердца» ростовых и «жизнь ума» болконских. всех болконских связывает глубокая работа мысли, высокий интеллект, склонность к умственной деятельности, глубина душевного мира, гордость, аристократизм. ростовы живут сердцем – любовью, дружбой. эти две семьи, когда придёт необходимость, проявят себя подлинными патриотами и будут защищать свою страну, свой дом, свой образ жизни. эти традиции наследуют турбины - герои романа м. булгакова «белая гвардия», воспитанные на книгах пушкина и толстого. их дом сотрясает «дикий, чёрный ветер» гражданской войны. и они готовы защищать город, дом, дворянские понятия о чести и долге. защищая дом, они отстаивают тот уклад жизни, который был завещан им родителями, те идеи гуманизма, на которых они были воспитаны классической . за окнами дома - холод, мрак, хаос, а в квартире старинные часы, играющие гавот, “лампа под зелёным абажуром”, уютные “кремовые шторы”, фамильный синий сервиз, кафельная печка, на которой члены семьи пишут друг другу шутливые послания. всё это создаёт ощущение тепла и надёжности. «бронзовая лампа под абажуром» символизирует частную жизнь и уют. в борьбе мирного света лампы с наступающей тьмой отражена борьба живой жизни с внезапной смертельной вьюгой, «бураном».