Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат»[1]. Термин, введённый А. А. Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедший в гуманитарную сферу. «Ухтомский исходил из того, что гетерохрония есть условие возможной гармонии: увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделенных групп функционально определенный „центр“»[2]. Ухтомский ссылается на Эйнштейна, упоминая «спайку пространства и времени» впространстве Минковского. Однако он вводит это понятие в контекст человеческого восприятия: «с точки зрения хронотопа, существуют уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события»[3].
Начнем с астрономии. Облетая Солнце, Земля за год проходит 4 очень интересные по календарю точки в своей орбите. У этих точек говорящие названия. День весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Вопреки обывательскому мнению это не казенные праздники, а подчиняются велению природы, они не подчиняются твердо установленным датам. Не буду рассказывать об астрономических и физических аспектах этих явлений, об угле наклона оси к орбите и других скучных вещах, - они не интересны. Суть в том, что в эти даты существенно меняется соотношение длительности дня и ночи. Точно можно установить месяцы. Осеннее и весеннее равноденствие в марте и сентябре, и, с некоторым разбросом около 21 числа этих месяцев. День летнего и зимнего солнцестояния – июнь и декабрь, около тех же 20-22 числа месяца. Равноденствие – означает, что день равняется ночи. Солнцестояние летом – это максимально длинный день, зимой – максимально длинная ночь.
Любая культура, дошедшая до земледелия, очень скоро определяла эти даты. И приурочивала судьбоносные события года к этим датам. Март, когда день равнялся ночи, природа сбрасывала зимнее окоченение и вместо белой шубы надевала зеленое платье, у многих народов до сих пор считается началом года. Смерть природы сменилась ее новым зарождением. У других народов конец – делу венец, осеннее равноденствие заканчивало и начинало новый цикл жизни и новый год начинались с увяданием природы, отдавшей человеку необходимые его жизнедеятельности продукты. Другие народы, более теистические, отдавшие свою судьбу многочисленным богам, приурочили новый год к смерти природы в декабре или к ее полному цветению в июне. Любые из этих дат были естественны, потому что были связаны с естественным циклом увядания и буйства жизни. Ну что возьмешь с наивных дикарей?
Ситуация осложнилась, когда политеистические (языческие) верования сменили аврамические, с верой в единого бога религии. Появились новые даты, которые стали важнее природы.
Дальнейшая судьба календаря складывалась под влиянием христианства, и, если говорить о календаре народов мира – тема неисчерпаема. Поэтому, что бы показать безумие человечества, отказавшегося от естественного цикла жизни в календаре, я расскажу про Русь.
В дохристианской древней Руси, судя по всему, новый год был приурочен к весеннему равноденствию, как и положено земледельческим народам. Многие пословицы, обряды, сказки и обычаи говорят об этом. Но, тут внезапно наступило православие, еще не слишком далеко ушедшее от язычества и новый год стали отмечать, после крещения Руси в 988 году первого марта, что было компромиссом между христианским юлианским календарем и языческими верованиями.
То ли с 14, то ли с 15 века (это не память меня подводит, а дата не установлена точно), начало нового года перенесли на 1 сентября и это была победа организованности ( церковь) над разумом (практичное язычество).
Петр 1 внезапно в 1699 году (по новому календарю) перенес начало нового года на 1 января: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».
Однако церковь еще долго жила по юлианскому, а не по григорианскому календарю. Есть множество версий, почему он сделал это, но наиболее разумным кажется версия, что для того, что бы сбросить нашу азиатчину и ввести нас в европы. В результате «свой особый путь России» привел к тому, что весь западный мир празднует Рождество Христово, а мы Новый год и Старый Новый год. И не пробуйте объяснить иностранцу смысл понятия «старый новый год» - проявите гуманность, присущую жителям Великой Российской Империи.
Начнем с астрономии. Облетая Солнце, Земля за год проходит 4 очень интересные по календарю точки в своей орбите. У этих точек говорящие названия. День весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Вопреки обывательскому мнению это не казенные праздники, а подчиняются велению природы, они не подчиняются твердо установленным датам. Не буду рассказывать об астрономических и физических аспектах этих явлений, об угле наклона оси к орбите и других скучных вещах, - они не интересны. Суть в том, что в эти даты существенно меняется соотношение длительности дня и ночи. Точно можно установить месяцы. Осеннее и весеннее равноденствие в марте и сентябре, и, с некоторым разбросом около 21 числа этих месяцев. День летнего и зимнего солнцестояния – июнь и декабрь, около тех же 20-22 числа месяца. Равноденствие – означает, что день равняется ночи. Солнцестояние летом – это максимально длинный день, зимой – максимально длинная ночь.
Любая культура, дошедшая до земледелия, очень скоро определяла эти даты. И приурочивала судьбоносные события года к этим датам. Март, когда день равнялся ночи, природа сбрасывала зимнее окоченение и вместо белой шубы надевала зеленое платье, у многих народов до сих пор считается началом года. Смерть природы сменилась ее новым зарождением. У других народов конец – делу венец, осеннее равноденствие заканчивало и начинало новый цикл жизни и новый год начинались с увяданием природы, отдавшей человеку необходимые его жизнедеятельности продукты. Другие народы, более теистические, отдавшие свою судьбу многочисленным богам, приурочили новый год к смерти природы в декабре или к ее полному цветению в июне. Любые из этих дат были естественны, потому что были связаны с естественным циклом увядания и буйства жизни. Ну что возьмешь с наивных дикарей?
Ситуация осложнилась, когда политеистические (языческие) верования сменили аврамические, с верой в единого бога религии. Появились новые даты, которые стали важнее природы.
Дальнейшая судьба календаря складывалась под влиянием христианства, и, если говорить о календаре народов мира – тема неисчерпаема. Поэтому, что бы показать безумие человечества, отказавшегося от естественного цикла жизни в календаре, я расскажу про Русь.
В дохристианской древней Руси, судя по всему, новый год был приурочен к весеннему равноденствию, как и положено земледельческим народам. Многие пословицы, обряды, сказки и обычаи говорят об этом. Но, тут внезапно наступило православие, еще не слишком далеко ушедшее от язычества и новый год стали отмечать, после крещения Руси в 988 году первого марта, что было компромиссом между христианским юлианским календарем и языческими верованиями.
То ли с 14, то ли с 15 века (это не память меня подводит, а дата не установлена точно), начало нового года перенесли на 1 сентября и это была победа организованности ( церковь) над разумом (практичное язычество).
Петр 1 внезапно в 1699 году (по новому календарю) перенес начало нового года на 1 января: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».
Однако церковь еще долго жила по юлианскому, а не по григорианскому календарю. Есть множество версий, почему он сделал это, но наиболее разумным кажется версия, что для того, что бы сбросить нашу азиатчину и ввести нас в европы. В результате «свой особый путь России» привел к тому, что весь западный мир празднует Рождество Христово, а мы Новый год и Старый Новый год. И не пробуйте объяснить иностранцу смысл понятия «старый новый год» - проявите гуманность, присущую жителям Великой Российской Империи.