Тринадцатый подвиг геракла» рассказ ведется от имени мальчика, который учится в пятом классе мужской школы в грузии. действие рассказа происходит во время войны. мы узнаем об этом от самого рассказчика, который дразнит своего соседа по парте по имени адольф. главный герой рассказа — шустрый, озорной и лукавый мальчик. он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с , смеется вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение харлампий диогенович - учитель. к товарищам по классу герой относится по дружески, с иронией. рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. он подмечает постоянное благополучие сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность алика комарова и угрюмость шурика авдеенко. но в классе у харлампия диогеновича нет любимчиков. смешным может оказаться каждый. и вот наступает момент, когда класс смеется над главным героем. главный герой не справился с по . вместо того чтобы попросить у товарищей, он до уроков играл в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока . когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил , то харлампий диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок . учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг геракла» , то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.
Если рассуждать о том, что виновата сама старушка, то следует признать, что в жизни нет места доверию и доброте. старушка была добрая, она верила в порядочность людей. безусловно, виноват молодой франт. этот образ показывает тип человека без чести и совести. он был наказан, и вполне справедливо. более же всего виновата государственная бюрократическая система: исполнения судебного решения не произошло, потому что никто не мог «вручить должнику с распискою» какую-то бумагу. автор подробно рассказывает, как и почему было именно так: молодого человека не могут «поймать» . иначе говоря, молодой человек нашел способ уклониться от исполнения закона. возникает вопрос: что это за закон такой, если от него можно так легко уклониться? и еще: оказывается, честный человек беззащитен в государстве, которому он доверяет. получается, что виновато в бедах старушки неправильно устроенное государство