1) устанавливать причинно-следственную связь между событиями в рассказе;
2)формировать умение самостоятельно работать с текстом художественного произведения;
3) формировать умение находить в тексте изобразительные средства и определять их роль в произведении;
4) развивать логическое мышление, интерес к чтению;
5) воспитывать нравственные качества.
Оборудование: подвижные карточки (понятия и их определения);
листы с заданиями для каждого ученика.
№ п/пэтапаурокаХод урокаЭлементы деятельности по формированию УУД1.Организационный момент.Регулятивные:целеполагание,прогнозирование2.Повторение изученного.1) Расположите карточки парами (на доске): эпитет – сравнение – метафора – (определение понятия) олицетворение –2) Что было дорого в жизни Платонову?3)Почему именно человек труда стал главным героем произведений Платонова?4)Проверка задания с карточками. Сегодня на уроке нам эти понятия понадобятся.5)Дома вы перечитали рассказ А.Платонова «Песчаная учительница». Вспомните, куда назначили учительницей Марию Никифоровну.- Найдите в тексте описание пустыни.Прочитаем вслух (читает ученик).Личностные:формирование человеколюбия,уважения к труду;познавательные:выполнение универсальных логических действий (классификация, анализ), смысловое чтение, отбор нужной информации;регулятивные: контроль, коррекция;коммуникативные:развитие устной речи, умение слушать и вступать в диалог.3.Сейчас мы выполним лабораторную работу и выясним, как в рассказе показано противоборство людей и пустыни, какие художественные средства использует писатель, чтобы сделать эту картину яркой и впечатляющей. (У каждого ученика – лист с заданиями.)Задание 1.Найдите в главе 2 яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово.В первый «бархан» запишите эпитеты.Во второй – сравнения.В третий – метафоры, олицетворения. Прочитаем, что у нас получилось.-Автор называет пустыню «мёртвой». Подтверждают ли наши находки авторское определение?- Как же здесь живут люди? Выполним задание 2. Задание2 (работа в группах).-Каким увидела Хошутово Мария Никифоровна? Запишите в прямоугольник слова и выражения, рисующие облик села.-Как природа действует на человека? Запишите справа.Проверка.Беседа по тексту.-Почему жители Хошутова относились к школе равнодушно?-Почему дети теряли интерес к учению?-Вспомните, какую ситуацию мы называем ситуацией нравственного выбора героя?-Оказалась ли в этой ситуации Мария Никифоровна?-Как могла поступить Мария Никифоровна в этой обстановке? Какое решение она приняла?-Как изменились облик села, жизнь крестьян, их отношение к школе и друг к другу через 2 года? Продолжим лабораторную работу.Задание 3 (самостоятельная работа).Что дала шелюга жителям? Запишите на «ветках».Как теперь живут здесь люди? Запишите справа.Самопроверка (ответы на обратной стороне доски).Учитель. Я тоже посмотрю ваши работы и поставлю оценки.Личностные:формирование черт характера (коллективизма, самостоятельности);оценивание результатов собственной деятельности;регулятивные:осуществление действий по реализации плана;контроль, оценка, коррекция;познавательные:поиск и выделение необходимой информации; умение работать с текстом; установка причинно-следственных связей;построение логической цепочки рассуждений; знаково-символические действия;коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог, критично относиться к собственному мнению; учёт позиции других людей, участие в коллективном обсуждении проблем, оценка последствий коллективных решений.4.Вывод (проверка понимания нового материала). Итак, благодаря чему произошли изменения в жизни села Хошутова? (1 запись: труд, преодоление обстоятельств)(На доске: 1)Жизнь 2) 3) )-Могла ли Мария Никифоровна одна преодолеть обстоятельства (трудности)? (2 запись: взаимо Итак, жизнь в селе наладилась, «зауютили» неприветливые усадьбы. Марии Никифоровне предложили ехать в Сафуту. Зачем?-Перед каким жизненным выбором встала Мария Никифоровна, получив это предложение?-Как называется эта ситуация?-Согласны ли вы с тем, что жизнь Марии Никифоровны будет похоронена в песчаной пустыне?Можно ли назвать героиню счастливым человеком?(3 запись отдавать, дарить, любить)На доске «вырисовывается» запись полностью:труд, преодоление обстоятельствЖизнь взаимо отдавать, дарить, любить (труд души)-Надеюсь, теперь вам более понятны станут слова Платонова, что люди «родились на свет не для того, чтобы истратить, уничтожить свою жизнь в пустом наслаждении ею, но для того, чтобы отдать её обратно правде, земле, народу».
Комедия "Недоросль" справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18-го века. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.
В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность) , которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания - центральная в идеях Просвещения, является основной в комедии Фонвизина, что подчёркивается её названием. (Недоросль - молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание) .
Соблюдается в комедии и правило трёх единств. Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единство места) . Единство времени вроде бы тоже присутствует. Единство действия предполагает подчинения действия пьесы авторской задаче, в данном случае - решение проблемы истинного воспитания. В комедии непросвещённые (Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофанушка) противопоставлены образованным (Стародум, Софья, Правдин, Милон) персонажам.
На этом следование традициям классицизма заканчивается. В чём же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма. В "Недоросле" были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян.
В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, "Недоросль" - произведение многотёмное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания - с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приёмы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику "развращённого века", бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.
Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.
Новаторской является и система образов комедии. Действующие лица, правда, традиционно делятся на положительных и отрицательных. Но Фонвизин выходит за рамки классицизма, вводя в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыфиркин) .
Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепостница Простакова в финале становится несчастной матерью, отвергнутой собственным сыном. Она даже вызывает наше сочувствие.
Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Таким образом, формально следуя правилам классицизма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским произведением. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин - первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ.
ели:
1) устанавливать причинно-следственную связь между событиями в рассказе;
2)формировать умение самостоятельно работать с текстом художественного произведения;
3) формировать умение находить в тексте изобразительные средства и определять их роль в произведении;
4) развивать логическое мышление, интерес к чтению;
5) воспитывать нравственные качества.
Оборудование: подвижные карточки (понятия и их определения);
листы с заданиями для каждого ученика.
№ п/пэтапаурокаХод урокаЭлементы деятельности по формированию УУД1.Организационный момент.Регулятивные:целеполагание,прогнозирование2.Повторение изученного.1) Расположите карточки парами (на доске): эпитет – сравнение – метафора – (определение понятия) олицетворение –2) Что было дорого в жизни Платонову?3)Почему именно человек труда стал главным героем произведений Платонова?4)Проверка задания с карточками. Сегодня на уроке нам эти понятия понадобятся.5)Дома вы перечитали рассказ А.Платонова «Песчаная учительница». Вспомните, куда назначили учительницей Марию Никифоровну.- Найдите в тексте описание пустыни.Прочитаем вслух (читает ученик).Личностные:формирование человеколюбия,уважения к труду;познавательные:выполнение универсальных логических действий (классификация, анализ), смысловое чтение, отбор нужной информации;регулятивные: контроль, коррекция;коммуникативные:развитие устной речи, умение слушать и вступать в диалог.3.Сейчас мы выполним лабораторную работу и выясним, как в рассказе показано противоборство людей и пустыни, какие художественные средства использует писатель, чтобы сделать эту картину яркой и впечатляющей. (У каждого ученика – лист с заданиями.)Задание 1.Найдите в главе 2 яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово.В первый «бархан» запишите эпитеты.Во второй – сравнения.В третий – метафоры, олицетворения. Прочитаем, что у нас получилось.-Автор называет пустыню «мёртвой». Подтверждают ли наши находки авторское определение?- Как же здесь живут люди? Выполним задание 2. Задание2 (работа в группах).-Каким увидела Хошутово Мария Никифоровна? Запишите в прямоугольник слова и выражения, рисующие облик села.-Как природа действует на человека? Запишите справа.Проверка.Беседа по тексту.-Почему жители Хошутова относились к школе равнодушно?-Почему дети теряли интерес к учению?-Вспомните, какую ситуацию мы называем ситуацией нравственного выбора героя?-Оказалась ли в этой ситуации Мария Никифоровна?-Как могла поступить Мария Никифоровна в этой обстановке? Какое решение она приняла?-Как изменились облик села, жизнь крестьян, их отношение к школе и друг к другу через 2 года? Продолжим лабораторную работу.Задание 3 (самостоятельная работа).Что дала шелюга жителям? Запишите на «ветках».Как теперь живут здесь люди? Запишите справа.Самопроверка (ответы на обратной стороне доски).Учитель. Я тоже посмотрю ваши работы и поставлю оценки.Личностные:формирование черт характера (коллективизма, самостоятельности);оценивание результатов собственной деятельности;регулятивные:осуществление действий по реализации плана;контроль, оценка, коррекция;познавательные:поиск и выделение необходимой информации; умение работать с текстом; установка причинно-следственных связей;построение логической цепочки рассуждений; знаково-символические действия;коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог, критично относиться к собственному мнению; учёт позиции других людей, участие в коллективном обсуждении проблем, оценка последствий коллективных решений.4.Вывод (проверка понимания нового материала). Итак, благодаря чему произошли изменения в жизни села Хошутова? (1 запись: труд, преодоление обстоятельств)(На доске: 1)Жизнь 2) 3) )-Могла ли Мария Никифоровна одна преодолеть обстоятельства (трудности)? (2 запись: взаимо Итак, жизнь в селе наладилась, «зауютили» неприветливые усадьбы. Марии Никифоровне предложили ехать в Сафуту. Зачем?-Перед каким жизненным выбором встала Мария Никифоровна, получив это предложение?-Как называется эта ситуация?-Согласны ли вы с тем, что жизнь Марии Никифоровны будет похоронена в песчаной пустыне?Можно ли назвать героиню счастливым человеком?(3 запись отдавать, дарить, любить)На доске «вырисовывается» запись полностью:труд, преодоление обстоятельствЖизнь взаимо отдавать, дарить, любить (труд души)-Надеюсь, теперь вам более понятны станут слова Платонова, что люди «родились на свет не для того, чтобы истратить, уничтожить свою жизнь в пустом наслаждении ею, но для того, чтобы отдать её обратно правде, земле, народу».Комедия "Недоросль" справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии 18-го века. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.
В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность) , которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания - центральная в идеях Просвещения, является основной в комедии Фонвизина, что подчёркивается её названием. (Недоросль - молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание) .
Соблюдается в комедии и правило трёх единств. Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единство места) . Единство времени вроде бы тоже присутствует. Единство действия предполагает подчинения действия пьесы авторской задаче, в данном случае - решение проблемы истинного воспитания. В комедии непросвещённые (Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофанушка) противопоставлены образованным (Стародум, Софья, Правдин, Милон) персонажам.
На этом следование традициям классицизма заканчивается. В чём же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличие от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма. В "Недоросле" были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян.
В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, "Недоросль" - произведение многотёмное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания - с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приёмы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкую иронию со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику "развращённого века", бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы.
Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчёркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы. Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями.
Новаторской является и система образов комедии. Действующие лица, правда, традиционно делятся на положительных и отрицательных. Но Фонвизин выходит за рамки классицизма, вводя в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыфиркин) .
Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные грани характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепостница Простакова в финале становится несчастной матерью, отвергнутой собственным сыном. Она даже вызывает наше сочувствие.
Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики. Таким образом, формально следуя правилам классицизма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским произведением. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин - первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ.