Трагедия «борис годунов» писалась а.с.пушкиным во время его ссылки в село михаиловское. она была начата им в декабре 1824 года и закончена в ноябре 1825 года. «писанная мною в строгом уединении, вдали щего света, — вспоминал пушкин позже, — трагедия сия доставила мне все, чем писателю насладиться дозволено: живое вдохновенное занятие, внутреннее убеждение, что мною употреблены были все усилия, наконец, одобрение малого числа людей избранных».главную идею трагедии пушкин стремился провести, показывая в двадцати трех ее сценах подлинные, верно угаданные поэтом- картины того времени. свою он видел не в том, чтобы использовать материал для создания волнующей, интересной драматической ситуации, а в том, чтобы точно и верно воспроизвести подлинную действительность.начало пьесы изображает москву 1598 года. только что умер царь федор иоаннович, сын иоанна iv (грозного), не оставив наследника. в последние годы царствования иоанна iv возвысился молодой, умный и энергичный борис годунов, на сестре которого царь женил своего сына и наследника федора. после смерти иоанна (1584 год) значение годунова еще более возросло.царь федор был по своему уму и характеру совершенно неспособен царствовать. он тратил все свое время и силы на молитвы и церковные службы, а государством борис годунов, получивший титул правителя.так как федор был бездетен, вступить на престол после него должен был его младший брат дмитрий, бывший еще ребенком. годунов добился удаления царевича с матерью и другими родственниками из москвы в углич. в 1591 году маленький дмитрий внезапно умер. распространились слухи, что он был зарезан по приказу годунова. в результате расследования, которым руководил тайный враг годунова василий шуйский, народу было объявлено, что царевич сам зарезался в припадке падучей болезни.со смертью федора надо было выбирать нового царя, так как законного наследника не было. предложен был престол борису годунову; он долго отказывался, очевидно желая, чтобы его избрание было как можно более торжественным и всенародным, и зная об интригах против него знатных бояр и князей
Онфликт чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на у фамусова. сцена является кульминацией комедии грибоедова. на чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на обществом. такова композиция сцены . от чего же чацкий ссорится с гостями? неужели от склочности характера? однако, всему есть причины. вернувшись из-за границы, чацкий спешит в дом фамусовых. он желает поделиться впечатлениями о поездке с тем, кто ему дорог - дочерью хозяина. и что же? его ни кто не ждет. та, кого он считал идеалом и совершенством, увлечена молчлиным, полнейшим ничтожеством. чацкий возмущен. и не столько тем, что софья предпочла ему другого, сколько тем, кого она выбрала. молчалин не только не может отстоять собственного мнения, похоже, он его вообще не имеет. молчалин твердо убежден, что в его положении собственное мнение непозволительная роскошь и лучше , чтобы не помешать карьере. за время своего путешествия чацкий успел отвыкнуть от нравов московского общества. когда фамусов, заискивая перед скалозубом, начинает навязывать тому свою дочь, чацкий не может воздержаться от резких слов. ханжество и лицемерие, чинопочитание, подобострастие - все это ставшее традиционным для московского общества, вызывает у чацкого негодование.