Иван цыганок — один из самых запоминающихся героев повести максима горького «детство». он предстаёт в произведении девятнадцатилетним юношей, который живёт в доме кашириных и служит подмастерьем в красильной мастерской. цыганок занимал в доме особое место. он был подкидышем, и бабушка алёши пешкова воспитала его как сына. герой был мастером с золотыми руками. и дядя яков и дядя михаил ценили его за это, но за глаза ругали «вором и лентяем», чтобы отбить у других охоту взять его к себе в работники, после того как дед каширин разделит имущество. но цыганка это не заботило. он жил, радуясь миру, как ребёнок. и сам любил детей и развлекал их, как мог. когда деда не было дома, цыганок запрягал в бумажные сани тараканов, делал фокусы с картами. во время этих забав, он, девятнадцатилетний, ничем не отличался от детей. больше всего на свете цыганок хотел научиться петь. желание петь — это желание отдать душу людям, показать через музыку красоту мира. не умея петь, он всё выражал в танце. «цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что если открыть дверь на волю, он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно » за эти два умения его и любили в семье кашириных. удивительна и способность цыганка к самопожертвованию. во время порки алёши он пытался облегчить ему боль, подставляя под кнут свою руку. у цыганка была чистая душа, однако отравленная атмосфера каширинского дома давала о себе знать: он научился воровать. но деньги ему нужны были не ради них самих, а ради : «это я так себе, от скуки». цыганок — это человек с большой жизненной энергией. но среди «свинцовых мерзостей» ему негде было проявить свою энергию, поэтому он и направил её на воровство. поразительна смерть цыганка. он погибает под дубовым крестом, задавившим его своей тяжестью. цыганок умер, как бы искупая грехи всего семейства кашириных. его смерть — самый трагический эпизод повести. жаль этого весёлого и доброго героя, который оказал огромное влияние на жизнь алёши, сделав её теплее и светлее. горький сумел создать образ цыганка таким, что он стал любимым героем многих читателей.
Трагедия любви в рассказе бунина «кавказ» теме любви посвящены многие рассказы и. а. бунина. в его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. такая любви показана им в рассказе «кавказ» . у героя и героини тайный роман. они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. и этот побег им удается. с системы антитез бунин ярко противопоставляет осень в москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и «нестерпимое сухое» солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев. но подлинная трагедия происходит не здесь. это трагедия третьего – обманутого мужа. о нем известно немного. со слов героини, у него «жестокий, самовлюбленный характер» . он как-то сказал ей: «я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера! » затем герой встречает его на вокзале, где он провожает свою жену. у него высокая фигура, широкий шаг, он заботливо устраивает жену в вагоне. наконец короткими, бесстрастными словами автор описывает, как он искал жену и, не найдя ее нигде, застрелился в номере гостиницы. создается резкий контраст между чувствами счастливых влюбленных, описанием красоты природы, южной ночи – и почти хроникой действий третьего героя, чье страдание только угадывается за скупыми строчками. у него «жестокий, самолюбивый характер» ? но права ли была его легкомысленная жена, видя в нем только помеху своему роману? он сказал о том, что защитит свою честь – но это характеризует его как решительного и смелого человека. особенно резкий контраст между уверенным его поведением на вокзале и трусливой осторожностью героя, который прячется в купе. так за строками рассказа бунина виден сильный и мужественный человек, , потому что его обманули, предали. особенно впечатляет одновременность событий: влюбленные плачут от счастья, а в это время разыгрывается трагедия, в которой они повинны. и. а. бунин рисует читателям трагедию любви как неповторимый художник самых тонких чувств и человеческих переживаний.