Сальери произносит монолог, в котором он вспоминает свое нелегкое восхождение к славе и признанию. Долго и упорно шел он к поставленной цели, отказавшись и от забав, и от изучения наук, чуждых боготворимой им музыке. Однако Сальери искусство сделалось ремеслом, в котором он достиг определенных высот. Сальери негодует на несправедливость судьбы, давшей другому просто так все, чего он достигал «усильным, напряженным постоянством». Сальери в трагедии Пушкина – это не однозначный и заурядный злодей; он человек сильный и целеустремленный, он действительно любит музыку и тонко чувствует гармонию звуков; и прежде он был свободен от иссушающего ум и душу чувства зависти. Зависть Сальери порождена кажущейся несправедливостью неба, распределяющего свои дары произвольно, как он думает, и его собственной гордыней. Отказывающейся с этим примириться.
Однако его раздумья ожесточают сердце, и Сальери самовольно присваивает право решать: жить Моцарту или нет. Натура Сальери противоречива. Он искренне восхищаться музыкой Моцарта и в то же время готов его за это убить. Моцарт предстает как шутник и весельчак, который искренне смеется над игрой слепого скрипача, коверкающего его собственную музку. Он не придает большого значения своим гениальным творениям. И все же какое-то неясное предчувствие томит Моцарта. Может быть, это тень смерти является ему?… Моцарт не сомневается в дружбе Сальери.
Милосердие — это когда ты понимаешь других, когда приходишь в нужную минуту им на когда готов пожертвовать своей выгодой ради блага других. Именно таков главный герой рассказа Вася. Переживший в шесть лет страшную трагедию — потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, наоборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася — сын известного в городе судьи. Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой дружбой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может обездоленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства. А эпизод с куклой — разве это не проявление милосердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, подаренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время игрушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется, что игрушка немного развеселит грустную Маню. Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести любые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэтому-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Вася молчит. А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман — это не в его правилах. Просто Вася боится, что правда ухудшит и без того тяжелое положение обездоленных людей и отнимет последнюю в жизни радость у умирающей Маруси. Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги заступиться за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.
Сальери произносит монолог, в котором он вспоминает свое нелегкое восхождение к славе и признанию. Долго и упорно шел он к поставленной цели, отказавшись и от забав, и от изучения наук, чуждых боготворимой им музыке. Однако Сальери искусство сделалось ремеслом, в котором он достиг определенных высот. Сальери негодует на несправедливость судьбы, давшей другому просто так все, чего он достигал «усильным, напряженным постоянством». Сальери в трагедии Пушкина – это не однозначный и заурядный злодей; он человек сильный и целеустремленный, он действительно любит музыку и тонко чувствует гармонию звуков; и прежде он был свободен от иссушающего ум и душу чувства зависти. Зависть Сальери порождена кажущейся несправедливостью неба, распределяющего свои дары произвольно, как он думает, и его собственной гордыней. Отказывающейся с этим примириться.
Однако его раздумья ожесточают сердце, и Сальери самовольно присваивает право решать: жить Моцарту или нет. Натура Сальери противоречива. Он искренне восхищаться музыкой Моцарта и в то же время готов его за это убить. Моцарт предстает как шутник и весельчак, который искренне смеется над игрой слепого скрипача, коверкающего его собственную музку. Он не придает большого значения своим гениальным творениям. И все же какое-то неясное предчувствие томит Моцарта. Может быть, это тень смерти является ему?… Моцарт не сомневается в дружбе Сальери.