Троянская война образует границу между мифическою и историческою областью. Правда, и следующие за нею столетия еще не свободны от легендарного характера; имена и факты их не вполне достоверны; но предание имеет под собою уже более прочную почву; величавые образы, около которых группируются рассказы, менее фантастичны, чем действующие лица героического века; события, хотя и прикрашены идеализациею, прославляющею старое время, но не превышают размеров возможности. Нет никаких серьезных причин отвергать мнение, что уже и в сказании о Троянской войне есть исторические элементыПо греческим преданиям, разрушение Трои произошло около 1200 или 1184 года до Р. Х. Финикийцы из Сидона тогда уже имели поселения на островах Эгейского моря и берегах Греции, имели там пурпурные фабрики, разрабатывали рудники, уже разъезжали по Эгейскому морю как торговцы или пираты. У греков тогда развилась воинственность; аристократия, опытная в военном ремесле, подчинила себе земледельческую массу населения; пеласгийский быт и восточные понятия были вытеснены развитием эллинских учреждений, подобных средневековому феодализму и рыцарству – почему же бы греки не могли тогда предпринять поход на богатое малоазийское прибрежье? В легенде о деревянном коне, посредством которого взята была Троя, не скрывается ли символическое предание о деревянных морских конях, то есть о кораблях? «Гнев Ахилла», ссора Ахилла с Агамемноном не отголосок ли исторического предания о распре между северными и южными героями, мешавшей энергическому ведению дела и замедлившей успех его? В поэтических картинах Илиады и Одиссеи так много реальности, так много подробностей, взятых из действительной жизни, что очень можно думать: не все в этих поэмах принадлежит вымыслу, мифы и символические сказания составляют не все содержание этих поэм, есть в них и исторические воспоминания.
Итак, мы полагаем, что легенда о Троянской войне – прикрашенное поэтическими преувеличениями предание о действительном событии, что рассказы об этом героическом предприятии составляют переход от мифов к истории; а если так, то должно думать, что и в других легендах о героях есть исторические элементы. Из них нельзя построить истории действительных событий, но можно разгадывать по ним ход развития греческой культуры во времена от появления первых зачатков её до Троянской войны, составляющие, по древним преданиям и расчетам, около пятисот лет. В легендах о войнах лапифов с кентаврами, минийцев и кадмейцев с флегийцами, вероятно, сохраняются, как мы уже говорили, воспоминания о долгой борьбе земледельческих племен равнин с нападавшими на них пастушескими племенами соседних гор; аргосская Ларисса, «укрепленный стенами» Тиринф, микенский Акрополь, Кекропия были, конечно, оплотами против морских разбойников. В сказаниях об аргонавтах, о победе Тесея над Минотавром, о приношениях людей в жертву Зевсу Лафистийскому, о поражении вторгнувшихся в Аттику амазонок находятся воспоминания о втором фазисе развития под влиянием финикийской культуры и об освобождении от иноземного владычества и восточных форм богослужения. Финикийцы, как мы видели в I томе нашей книги, основали поселения на Кипре, Крите, Родосе, Лемносе, Фасосе, Фере, Кифере, имели там рудники, собирали пурпурные раковины; потому должно думать, что были у них колонии и на восточном берегу Греции. В Иолке и Орхомене, в Мегаре, на Истме мы видим ясные следы их поселений. Должно думать, что первые элементы цивилизации были получены греками от них, что под их влиянием построены были в Греции города, гавани, каналы для осушения болот, развилось мореплавание, возникла промышленность. Мифы о Гефесте, имевшем свою божественную мастерскую на Лемносе, и о Дедале, божественном критском художнике, свидетельствуют о том, что греки научились техническим искусствам у финикийцев. Мы уже говорили (I, стр. 528), что еще и у Гомера оружие царей, богатые одежды, драгоценные сосуды – кубки, чаши – называются изделиями сидонян; это свидетельствует о сильном развитии торговых сношений между финикийцами и греками. В основе сказаний о сыновьях Эола, царствовавших в Иолке, Орхомене, Коринфе, о войне фиванского героя Геракла с минийцами, об отношениях афинских царей Эгея и Тесея к царю критскому Миносу, имевшему могущественный флот, без сомнения, лежат под легендарною оболочкой исторические воспоминания о владычестве финикиян, о сладострастных и жестоких обрядах их богослужения, о вытеснении финикийцев и их культов подвигами сформировавшегося в Греции военного сословия.
Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно назвать гимном чести и благородства в русской литературе. В книге одновременно рассказывается о крестьянском восстании XVIII века и воспитании молодого поколения людей, и, конечно, о преданной и смелой любви.
Писатель очень ответственно подготовился к рассказу об исторических событиях того времени – изучал достоверные источники, документы и свидетельства очевидцев. Все события повести автор рассказывает от имени Петра Гринева – молодого офицера.
В семье Гриневых с самого детства Петр знал, что честь и достоинство любого человека – это высшая ценность. Поэтому молодой, семнадцатилетний парень, ни разу не отступил от своих принципов. Даже в тяжелые времена – попав в гущу восстания, находясь на волосок от казни и смерти, Петр остался верен присяге Отечеству и самому себе. Автор изображает Петра положительно – он настоящий сын Отечества.
Маша Миронова, дочь капитана Миронова, была воспитана как настоящая, идеальная русская девушка – послушная, скромная, с высокими моральными принципами. Ей чужды расчет и жажда обогащения. Всё, что для неё важно – это любовь и благополучие её близких. Ради близких людей она готова на всё – даже поступиться своими принципами. Именно поэтому она едет к Екатерине II, чтобы Петру обрести свободу. Такая девушка достойна уважения.
Ключевым персонажем является Емельян Пугачев, предводитель крестьянского восстания. Он играет в жизни молодых людей важную роль. Противоречивый персонаж сначала убивает отца Маши, потом избавляет Петра от казни и Машу от Швабрина. Все знали Пугачева только как бунтаря, жестокого и глупого. Пушкин же показал, что этот человек на добрые и благородные поступки.
С появления Пугачева в тексте произведения автор размышляет о роли личности в истории. Организовавший восстание простой крестьянин, казак, смог внести смуту в жизни целой страны, и Пушкин размышляет – почему простому человеку удалось это сделать, что не так в стране, что нужно сделать, чтобы не было таких восстаний.
Лейтмотивом произведения является честь и достоинство, благородство и человечность. Писателю удалось создать такие образы главных героев, которые достойны уважения и почитания. Вероятно, это послание нам, потомкам, чтобы мы прочитали эту повесть и задумались – те ли ценности мы чтим, и не нужно ли нам измениться, пока время не ушло.
Троянская война образует границу между мифическою и историческою областью. Правда, и следующие за нею столетия еще не свободны от легендарного характера; имена и факты их не вполне достоверны; но предание имеет под собою уже более прочную почву; величавые образы, около которых группируются рассказы, менее фантастичны, чем действующие лица героического века; события, хотя и прикрашены идеализациею, прославляющею старое время, но не превышают размеров возможности. Нет никаких серьезных причин отвергать мнение, что уже и в сказании о Троянской войне есть исторические элементыПо греческим преданиям, разрушение Трои произошло около 1200 или 1184 года до Р. Х. Финикийцы из Сидона тогда уже имели поселения на островах Эгейского моря и берегах Греции, имели там пурпурные фабрики, разрабатывали рудники, уже разъезжали по Эгейскому морю как торговцы или пираты. У греков тогда развилась воинственность; аристократия, опытная в военном ремесле, подчинила себе земледельческую массу населения; пеласгийский быт и восточные понятия были вытеснены развитием эллинских учреждений, подобных средневековому феодализму и рыцарству – почему же бы греки не могли тогда предпринять поход на богатое малоазийское прибрежье? В легенде о деревянном коне, посредством которого взята была Троя, не скрывается ли символическое предание о деревянных морских конях, то есть о кораблях? «Гнев Ахилла», ссора Ахилла с Агамемноном не отголосок ли исторического предания о распре между северными и южными героями, мешавшей энергическому ведению дела и замедлившей успех его? В поэтических картинах Илиады и Одиссеи так много реальности, так много подробностей, взятых из действительной жизни, что очень можно думать: не все в этих поэмах принадлежит вымыслу, мифы и символические сказания составляют не все содержание этих поэм, есть в них и исторические воспоминания.
Итак, мы полагаем, что легенда о Троянской войне – прикрашенное поэтическими преувеличениями предание о действительном событии, что рассказы об этом героическом предприятии составляют переход от мифов к истории; а если так, то должно думать, что и в других легендах о героях есть исторические элементы. Из них нельзя построить истории действительных событий, но можно разгадывать по ним ход развития греческой культуры во времена от появления первых зачатков её до Троянской войны, составляющие, по древним преданиям и расчетам, около пятисот лет. В легендах о войнах лапифов с кентаврами, минийцев и кадмейцев с флегийцами, вероятно, сохраняются, как мы уже говорили, воспоминания о долгой борьбе земледельческих племен равнин с нападавшими на них пастушескими племенами соседних гор; аргосская Ларисса, «укрепленный стенами» Тиринф, микенский Акрополь, Кекропия были, конечно, оплотами против морских разбойников. В сказаниях об аргонавтах, о победе Тесея над Минотавром, о приношениях людей в жертву Зевсу Лафистийскому, о поражении вторгнувшихся в Аттику амазонок находятся воспоминания о втором фазисе развития под влиянием финикийской культуры и об освобождении от иноземного владычества и восточных форм богослужения. Финикийцы, как мы видели в I томе нашей книги, основали поселения на Кипре, Крите, Родосе, Лемносе, Фасосе, Фере, Кифере, имели там рудники, собирали пурпурные раковины; потому должно думать, что были у них колонии и на восточном берегу Греции. В Иолке и Орхомене, в Мегаре, на Истме мы видим ясные следы их поселений. Должно думать, что первые элементы цивилизации были получены греками от них, что под их влиянием построены были в Греции города, гавани, каналы для осушения болот, развилось мореплавание, возникла промышленность. Мифы о Гефесте, имевшем свою божественную мастерскую на Лемносе, и о Дедале, божественном критском художнике, свидетельствуют о том, что греки научились техническим искусствам у финикийцев. Мы уже говорили (I, стр. 528), что еще и у Гомера оружие царей, богатые одежды, драгоценные сосуды – кубки, чаши – называются изделиями сидонян; это свидетельствует о сильном развитии торговых сношений между финикийцами и греками. В основе сказаний о сыновьях Эола, царствовавших в Иолке, Орхомене, Коринфе, о войне фиванского героя Геракла с минийцами, об отношениях афинских царей Эгея и Тесея к царю критскому Миносу, имевшему могущественный флот, без сомнения, лежат под легендарною оболочкой исторические воспоминания о владычестве финикиян, о сладострастных и жестоких обрядах их богослужения, о вытеснении финикийцев и их культов подвигами сформировавшегося в Греции военного сословия.
Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно назвать гимном чести и благородства в русской литературе. В книге одновременно рассказывается о крестьянском восстании XVIII века и воспитании молодого поколения людей, и, конечно, о преданной и смелой любви.
Писатель очень ответственно подготовился к рассказу об исторических событиях того времени – изучал достоверные источники, документы и свидетельства очевидцев. Все события повести автор рассказывает от имени Петра Гринева – молодого офицера.
В семье Гриневых с самого детства Петр знал, что честь и достоинство любого человека – это высшая ценность. Поэтому молодой, семнадцатилетний парень, ни разу не отступил от своих принципов. Даже в тяжелые времена – попав в гущу восстания, находясь на волосок от казни и смерти, Петр остался верен присяге Отечеству и самому себе. Автор изображает Петра положительно – он настоящий сын Отечества.
Маша Миронова, дочь капитана Миронова, была воспитана как настоящая, идеальная русская девушка – послушная, скромная, с высокими моральными принципами. Ей чужды расчет и жажда обогащения. Всё, что для неё важно – это любовь и благополучие её близких. Ради близких людей она готова на всё – даже поступиться своими принципами. Именно поэтому она едет к Екатерине II, чтобы Петру обрести свободу. Такая девушка достойна уважения.
Ключевым персонажем является Емельян Пугачев, предводитель крестьянского восстания. Он играет в жизни молодых людей важную роль. Противоречивый персонаж сначала убивает отца Маши, потом избавляет Петра от казни и Машу от Швабрина. Все знали Пугачева только как бунтаря, жестокого и глупого. Пушкин же показал, что этот человек на добрые и благородные поступки.
С появления Пугачева в тексте произведения автор размышляет о роли личности в истории. Организовавший восстание простой крестьянин, казак, смог внести смуту в жизни целой страны, и Пушкин размышляет – почему простому человеку удалось это сделать, что не так в стране, что нужно сделать, чтобы не было таких восстаний.
Лейтмотивом произведения является честь и достоинство, благородство и человечность. Писателю удалось создать такие образы главных героев, которые достойны уважения и почитания. Вероятно, это послание нам, потомкам, чтобы мы прочитали эту повесть и задумались – те ли ценности мы чтим, и не нужно ли нам измениться, пока время не ушло.