«Соть» (1930) — один из лучших романов, посвященных теме социалистической индустриализации. Это роман тематически насыщенный и многоплановый. М. Горький отмечал, что «Соть» написана «вкуснейшим, крепким, ясным русским языком, именно — ясным, слова у Леонова светятся»...Ломая старинный уклад жизни, веками сложившийся в глубинке России, подчиняя дикую природу законам советской индустрии, герои романа, большевики Увадьев и Потемкин, инженер Фаворов, руководят строительством комбината на непокорной лесной реке Соть. Роман можно считать своеобразным срезом советской жизни конца 20-х годов.Первая публикация — «Новый мир», 1930, №№ 1-5. Отрывки: «30 дней», 1929, № 6 (под названием «Проект»); «Литературная газета», 1929, 9 ноября (под названием «Перед прорывом»; «Красная нива», 1929, № 47 (под названием «Начало стройки»); «Известия», 1929, 20 декабря (под названием «Вредитель»); «30 дней», 1929, № 12 (под названием «Возвращение Сузанны»); «Туркменская искра», 1930, 2 апреля. Первое отдельное издание — М-Л. ЗИФ, 1930 г., 304 с.
Стихотворение Лермонтова «Ангел» - одно из самых загадочных поэта. Оно было написано в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. В этом же году шестнадцатилетний Лермонтов написал другое стихотворение, которое начинается словами: Моя душа, я помню, с детских лет Чудесного искала... Об этих поисках «чудесного», о стремлении юного Лермонтова разгадать таинственный, загадочный небесный мир свидетельствует стихотворение «Ангел». Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи» и песни, которую поет ангел. Что мы узнаем об этой песне? Для этого проанализируем язык стихотворения: «И тихую песню он пел», «Внимали той песне святой». Лермонтов употребляет эпитеты, характеризующие слово песня: тихая, святая. Что значит святая? Значит божественная, неземная, небесная. В этом эпитете выражено отношение Лермонтова к песне ангела. О чем пел ангел? ответ на этот вопрос мы находим во втором четверостишии. Обратим внимание на конец строфы: «Хвала его непритворна была». Этот образ как бы переносит нас с небес на землю. Образ, который возникает по контрасту с образом неба: юный Лермонтов очень страдал от притворства, фальши, неискренности всего, что его окружало на земле. Третье и четвертое четверостишия, т. е. вторая половина стихотворения, рассказывают уже не только о небе, но и о земле. Как же рисуется образ земли в стихотворении? Он противопоставлен образу неба: «мир печали и слез», «скучные песни земли». Душа, принесенная ангелом на землю, «долго на свете томилась... желанием чудным полна». (Лермонтов не случайно выбрал очень выразительный глагол томилась.) Так «томилась» душа самого Лермонтова «среди ледяного, среди беспощадного света», сохраняя мечту об иной жизни. Таким образом, мы видим, что песня ангела — это воплощение мечты, стремлений, идеалов поэта, душа которого «чудесного искала». Стихотворение удивительно музыкально: оно само звучит как песня, которую хочется не только слушать, а «внимать» ей.
Отрывки: «30 дней», 1929, № 6 (под названием «Проект»); «Литературная газета», 1929, 9 ноября (под названием «Перед прорывом»; «Красная нива», 1929, № 47 (под названием «Начало стройки»); «Известия», 1929, 20 декабря (под названием «Вредитель»); «30 дней», 1929, № 12 (под названием «Возвращение Сузанны»); «Туркменская искра», 1930, 2 апреля.
Первое отдельное издание — М-Л. ЗИФ, 1930 г., 304 с.