хлестаков — молодой человек, плут, мошенник, любитель покутить, и поэтому у него почти никогда не было денег, каково же было его удивление, когда ему все начали давать деньги и всячески его опекать. разгадка крылась в том, что его приняли за ревизора, который должен был приехать и проверить результаты деятельности городского правления. характерной и наиболее значительной чертой характера хлестакова является вранье, с которого он заставляет трепетать местных чиновников перед его, ничего не значащей, персоной. однако, несмотря на всю эту никчемность, у хлестакова хватает ума удалиться победителем, оставив в дураках городничего и его приближенных. сделал он это с подсказки своего слуги — осипа. возможно хлестакова даже можно рассматривать как отчасти положительного героя, потому что “зло” было наказано, а хлестаков удалился победителем. плохо же то, что хлестаков почувствовал себя безнаказанным и сможет в будущем и дальше играть на страхах чиновников-взяточников.
такое явление, как “хлестаковщина”, было вызвано тем политическим и социальным строем, в котором жил и сам гоголь. в этой комедии мы видим всю боль автора, который болеет за россию и не может безучастно смотреть на те злоупотребления, которые царят в чиновническом кругу. гоголя окружало общество, где правили жадность, трусость, ложь, подражание, ничтожество интересов, пренебрежение учебой и люди, готовые на любые подлости для достижения своей цели, готовые утопить все и всех, общество, где преклонялись не перед умом, а перед богатством. все это и породило такое явление, как “хлестаковщина”. “хлестаковщина” это уже не ассоциация с самим хлестаковым, а само явление, которое его породило. люди, похожие на хлестакова, были и будут всегда, но их цели и меры меняются с течением времени. гоголь отобразил извечные проблемы россии и соединил их в образе хлестакова и чиновничества. гоголь понимал, что изменить он ничего не может, он хотел лишь обратить наше внимание на эти проблемы. против всего этого невежества выступают умные и образованные люди, однако их слишком мало, и они не могут многого добиться в жизни, так как всем в мире такие, как хлестаков или городничий
в образе савельича пушкин нарисовал хорошего человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «савельич — чудо. это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести», — хорошо сказал один из писателей — современников пушкина.
в образе савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. всё лучшее в гринёве воспитано преимущественно савельичем. савельич глубоко привязан к гринёву. свой
долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. савельич — раб по положению, но не раб по духу. в нём живёт чувство человеческого достоинства. горечь и боль вызвало в савельиче грубое письмо к нему старика гринёва. в ответном письме савельича пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. образом савельича пушкин протестует против крепостного права.
хлестаков — молодой человек, плут, мошенник, любитель покутить, и поэтому у него почти никогда не было денег, каково же было его удивление, когда ему все начали давать деньги и всячески его опекать. разгадка крылась в том, что его приняли за ревизора, который должен был приехать и проверить результаты деятельности городского правления. характерной и наиболее значительной чертой характера хлестакова является вранье, с которого он заставляет трепетать местных чиновников перед его, ничего не значащей, персоной. однако, несмотря на всю эту никчемность, у хлестакова хватает ума удалиться победителем, оставив в дураках городничего и его приближенных. сделал он это с подсказки своего слуги — осипа. возможно хлестакова даже можно рассматривать как отчасти положительного героя, потому что “зло” было наказано, а хлестаков удалился победителем. плохо же то, что хлестаков почувствовал себя безнаказанным и сможет в будущем и дальше играть на страхах чиновников-взяточников.
такое явление, как “хлестаковщина”, было вызвано тем политическим и социальным строем, в котором жил и сам гоголь. в этой комедии мы видим всю боль автора, который болеет за россию и не может безучастно смотреть на те злоупотребления, которые царят в чиновническом кругу. гоголя окружало общество, где правили жадность, трусость, ложь, подражание, ничтожество интересов, пренебрежение учебой и люди, готовые на любые подлости для достижения своей цели, готовые утопить все и всех, общество, где преклонялись не перед умом, а перед богатством. все это и породило такое явление, как “хлестаковщина”. “хлестаковщина” это уже не ассоциация с самим хлестаковым, а само явление, которое его породило. люди, похожие на хлестакова, были и будут всегда, но их цели и меры меняются с течением времени. гоголь отобразил извечные проблемы россии и соединил их в образе хлестакова и чиновничества. гоголь понимал, что изменить он ничего не может, он хотел лишь обратить наше внимание на эти проблемы. против всего этого невежества выступают умные и образованные люди, однако их слишком мало, и они не могут многого добиться в жизни, так как всем в мире такие, как хлестаков или городничий
в образе савельича пушкин нарисовал хорошего человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего дворового. «савельич — чудо. это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести», — хорошо сказал один из писателей — современников пушкина.
в образе савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. всё лучшее в гринёве воспитано преимущественно савельичем. савельич глубоко привязан к гринёву. свой
долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. савельич — раб по положению, но не раб по духу. в нём живёт чувство человеческого достоинства. горечь и боль вызвало в савельиче грубое письмо к нему старика гринёва. в ответном письме савельича пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. образом савельича пушкин протестует против крепостного права.