что такое дурное общество в нашем понимании? порочное, низменное, бездуховное. и такое общество бродяг-бездомных показано, но показано в контрасте с "благополучными", как семья мальчика, например, главного героя, оставшегося без матери, других жителей города. что показал этот контраст? и в той, и в этой среде бывают разные. можно в благополучной обстановке быть безнравственным, и в "дурном обществе" сохранить благородство, как семья тыбурция. именно условия жизни васи, неизлечимо больной маруси потрясли героя. но живя в "подземелье; ", в заброшенной часовне, воруя от безысходности, они преподнесли мальчику урок доброты, заботы друг о друге, настоящей семьи. ведь не случайно главного героя тянуло к этому душевному теплу. и в то же время отец мальчика, "благополучный", уважаемый в городе человек, убитый смертью жены, не поддержал сына, оказался слабее в отличие от него, не допуская мысли, что мальчик может страдать тоже, а отдавая всю любовь и ласку дочери соне, потому что она была похожа на мать. даже он, умный человек, поверил, что сын связался с дурной компанией, не доверял ему, отталкивая, воздвигал стену в их отношениях. иногда поражаешься: мальчик, скитаясь, убегая из дома, в котором он "никому не был нужен", кроме сестры(ни няне, ни отцу), смог сохранить духовность в себе, не сломаться, детям, порадовать марусю куклой сони. кто "открыть" глаза на своего же ребёнка? тыбурций, представитель "дурного общества", воришка, чужой человек, который мальчика , как оказалось, знал лучше , чем родной отец, и встал на его защиту. отец и сын "нашли" друг друга. стена рухнула. а если бы не тыбурций? ! что пытается нам доказать короленко? нельзя поверхностно, стереотипно судить о людях любой среды, любой социальной группы, живут ли они в катакомбах или в дворцах.
стихотворение ольги берггольц посвящено героической обороне ленинграда, её родного города: я иду по местам боёв. я по улице нашей иду. здесь оставлено сердце моё в том свирепо- великом году. это стихотворение посвящено теме воспоминаний. важную роль для её раскрытия в стихотворении о. берггольц играют эпитеты: « в том свирепо-великом году», « в том … первобытном льду», «с той железной молитвой». они и трагедию города, попавшего в блокаду, и героизм защитников, и память о павших, и её личную судьбу. раздумье», «воспоминание», «память» – вот ключевые слова, которые несут главную нагрузку в данномстихотворение – воспоминаниях сердца. поистине народное признание пришло к ольге федоровне берггольц в годы войны. в окруженном врагами городе, как тогда коротко говорили — в блокаде, не было света и тепла, воды и хлеба. гремели разрывы бомб и снарядов, горели здания, дымились руины. обессиленных, истощенных людей в темноте промерзших квартир порой объединял только голос радио. часто голос радио был голосом ольги берггольц. звучали стихи. они шли от сердца к сердцу. они были предельно достоверны по деталям блокадного быта и интонации. ведь писал их человек, который страдал вместе со всеми, недоедал, склонялся при свете коптилки над тетрадью, дул на замерзшие руки, согревая дыханьем непослушные пальцы. стихи оплакивали погибших. и, может быть, уже тогда зародились строки, которые много лет спустя будут высечены на каменной стене над братскими могилами пискаревского кладбища: "никто не ". они станут своеобразным паролем нашей памяти. звучали стихи. они поддерживали людей, словно давали им новые силы, вселяли уверенность в освобожденье, в победу.
что такое дурное общество в нашем понимании? порочное, низменное, бездуховное. и такое общество бродяг-бездомных показано, но показано в контрасте с "благополучными", как семья мальчика, например, главного героя, оставшегося без матери, других жителей города. что показал этот контраст? и в той, и в этой среде бывают разные. можно в благополучной обстановке быть безнравственным, и в "дурном обществе" сохранить благородство, как семья тыбурция. именно условия жизни васи, неизлечимо больной маруси потрясли героя. но живя в "подземелье; ", в заброшенной часовне, воруя от безысходности, они преподнесли мальчику урок доброты, заботы друг о друге, настоящей семьи. ведь не случайно главного героя тянуло к этому душевному теплу. и в то же время отец мальчика, "благополучный", уважаемый в городе человек, убитый смертью жены, не поддержал сына, оказался слабее в отличие от него, не допуская мысли, что мальчик может страдать тоже, а отдавая всю любовь и ласку дочери соне, потому что она была похожа на мать. даже он, умный человек, поверил, что сын связался с дурной компанией, не доверял ему, отталкивая, воздвигал стену в их отношениях. иногда поражаешься: мальчик, скитаясь, убегая из дома, в котором он "никому не был нужен", кроме сестры(ни няне, ни отцу), смог сохранить духовность в себе, не сломаться, детям, порадовать марусю куклой сони. кто "открыть" глаза на своего же ребёнка? тыбурций, представитель "дурного общества", воришка, чужой человек, который мальчика , как оказалось, знал лучше , чем родной отец, и встал на его защиту. отец и сын "нашли" друг друга. стена рухнула. а если бы не тыбурций? ! что пытается нам доказать короленко? нельзя поверхностно, стереотипно судить о людях любой среды, любой социальной группы, живут ли они в катакомбах или в дворцах.
стихотворение ольги берггольц посвящено героической обороне ленинграда, её родного города: я иду по местам боёв. я по улице нашей иду. здесь оставлено сердце моё в том свирепо- великом году. это стихотворение посвящено теме воспоминаний. важную роль для её раскрытия в стихотворении о. берггольц играют эпитеты: « в том свирепо-великом году», « в том … первобытном льду», «с той железной молитвой». они и трагедию города, попавшего в блокаду, и героизм защитников, и память о павших, и её личную судьбу. раздумье», «воспоминание», «память» – вот ключевые слова, которые несут главную нагрузку в данномстихотворение – воспоминаниях сердца. поистине народное признание пришло к ольге федоровне берггольц в годы войны. в окруженном врагами городе, как тогда коротко говорили — в блокаде, не было света и тепла, воды и хлеба. гремели разрывы бомб и снарядов, горели здания, дымились руины. обессиленных, истощенных людей в темноте промерзших квартир порой объединял только голос радио. часто голос радио был голосом ольги берггольц. звучали стихи. они шли от сердца к сердцу. они были предельно достоверны по деталям блокадного быта и интонации. ведь писал их человек, который страдал вместе со всеми, недоедал, склонялся при свете коптилки над тетрадью, дул на замерзшие руки, согревая дыханьем непослушные пальцы. стихи оплакивали погибших. и, может быть, уже тогда зародились строки, которые много лет спустя будут высечены на каменной стене над братскими могилами пискаревского кладбища: "никто не ". они станут своеобразным паролем нашей памяти. звучали стихи. они поддерживали людей, словно давали им новые силы, вселяли уверенность в освобожденье, в победу.