Татарская деревня представилась жилину утром мирной, спокойной. люди просыпаются, все заняты своим делом, женщины приносят воду, мальчишки . жилин насчитал домов десять и церковь татарскую, с башенкой (т. е. мечеть с минаретом). когда жилин вошел в дом, он увидел, что стены гладко вымазаны глиной, горница хорошая. на стенах висят дорогие ковры, на коврах оружие в серебре. печка маленькая, а пол земляной, чистый. передний угол устлан войлоками, на них ковры, на коврах пуховые подушки. здесь сидят татары и угощаются. жилин наблюдал, как одеваются татары — и мужчины, и женщины, заметил, что они любят серебро. в доме обратил внимание, что они первые, большие башмаки оставляют у порога, а в других, внутренних башмаках садятся на ковры. еще жилин заметил, как они моют руки и молятся после еды. слуг на ковры с подушками не пускают. женщины только прислуживают за едой, но не сидят вместе с мужчинами. обратим внимание детей на описание похорон татарина, на детали, рассказывающие о богослужениях и о жизни женщин в селении.
Печорин - выразитель общественной мысли своего времени. раздумывая о людях предшествующих поколений, пламенных, полных веры, главный герой причислял себя к людям, которые скитаются по земле без убеждений и гордости: «мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». однако печорин потерял веру в возможность осуществления великих идей. декабристы шли на подвиги, подвергали себя опасности, не боялись ссылок в сибирь, смотрели в лицо смерти. про свое же поколение печорин говорит так: «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя». его неверие, скепсис и несомненный эгоизм – результат эпохи, наступившей после 14 декабря 1825, эпохи нравственного распада, трусости и пошлости светского общества, в котором вращался печорин. он даже максиму максимычу говорил, что его душа «испорчена светом».