в повести “первый учитель” ч. айтматов ставит перед собой большую: создать могучий реалистический образ коммуниста-ленинца, показать плоды его подвига, идейную и нравственную связь между ним и новым поколением. грустно признавать, что порой мы просто привыкаем к людям, которые причастны к великим событиям, к незабываемым прошлого нашей страны. ч. айтматов создал живую легенду об одном из таких людей — о первом учителе из аула куркуреу дюйшене таштанбекове. этот образ реален. поймет ли современный образованный человек титанический труд и беспримерное мужество этого человека, подвиг, совершенный им, сможет ли он хотя бы приблизительно представить себе условия и обстоятельства, в которых пришлось работать дюйшену. эта повесть укладывается всего в двух печатных листах, а какой накал страстей, какие социальные и психологические проблемы и сложный авторский замысел. куркуреу — аул небольшой. после революции большинство населения киргизии жило именно в таких маленьких, глухих аулах. для них советская власть еще не означала освобождения от вековых традиций, тьмы и отсталости. возможно, дехкане куркуреу совсем бы выгнали дюйшена, не будь у него официальной бумаги. ибо, в сущности, кто для них такой дюйшен? сын бедняка. но бумага с печатью останавливает людей. “в ней вся сила”,— говорят аульчане. дюйшен страстно берется за дело. чистит и ремонтирует под школу заброшенную байскую конюшню, детям, кого на руках, кого на спине переносит в школу через обжигающий ноги ледяной ручей, мужественно защищает свою лучшую ученицу алтынай. как трудно было им заложить знаний, на котором вырастут будущие ученые, инженеры, летчики, учителя — строители культуры, нашего будущего.
Это стихотворение о борьбе зимы и весны. поэт показал два образа – два настроения. автор радуется весне, и осуждает зиму, за то, что она не хочет уходить. в своем стихотворении поэт использует прием контраста. зима и весна описаны в контрасте. зима: злится; хлопочет; ворчит; ведьма; злая; взбесилась. весна: хохочет; гонит; шумит; дитя; прекрасное; горя мал. поэт подчеркнул уходящую зиму как уходящее от людей зло. всему свое время. каждое время года приходит и уходит в назначенное ему время. хотим мы этого - или нет. для человека весна - это обновление жизни, это вечная молодость, пробуждение природы. поэт пишет о зиме и о весне, как о живых существах. зима недаром злится , пришла ее пора- весна в окно стучится и гонит со двора. злиться, стучать могут только живые существа. поэт использует олицетворения: зима – ведьма злая, враг, а весна- прекрасное дитя.