Герасим — глухонемой дворник старой московской барыни. Это очень высокий, под два метра, молодой человек, взятый барыней из деревни. Мы видим, как трудно привыкает Герасим к городу, какой скучной и никчемной кажется ему его новая работа. Совсем другое дело в деревне. Там он привык к тяжелому, крестьянскому труду, ценил этот труд и уважал его. Но как бы ни относился Герасим к своим новым обязанностям, выполнял он их аккуратно и тщательно, «на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом — и не только телегу, самое лошадь спихнет с места…» Трудно было найти сторожа лучше, чем Герасим. Могучий рост его и недюжинная сила отпугивали любого вора. А после случая, когда двоих смельчаков-воров Герасим стукнул лбами друг о дружку, двор, где служил этот человек, и вовсе обходили. Однако Герасим не только хорошо знал свои обязанности и честно их исполнял, но и оберегал свои права — на его место за столом никто не смел садиться. Угрюмый с виду, замкнутый, Герасим душою ласков и добр. Влюбленный в Татьяну, он всячески старается обратить на себя ее внимание: то подарок ей сделает, то расчистит перед ней дорогу, то просто мило ей улыбнется. Особенно ярко эти качества Герасима проявились в его отношении к бедному щенку. Герасим сам не может говорить, поэтому с Муму ему намного проще, чем с людьми, — здесь запросто можно обходиться без слов. Кроме того, животное никогда не обманет и не предаст. Расстаться с любимым другом — решение, продиктованное отчаянием и безысходностью. Утратив Муму, Герасим покидает деспотичную хозяйку, протестуя тем самым против жестокости и самодурства. Он, как подневольная птица, вырвавшаяся наконец-то на волю. Мне Герасим очень нравится, не может не вызвать симпатии. Этот высокого роста, мужественный, редко улыбающийся человек на самом деле очень добрый и ласковый. И очень хочется верить, что если бы автор продолжил свой рассказ, то Герасим там обрел бы наконец свое счастье.
Конрад, герой поэмы «Корсар», принадлежит к галерее «байронических героев». Конрад — морской разбойник, и это определяет его как изгнанника и отщепенца. Его образ жизни — это прямой вызов не только господствующим нормам морали, но и системе господствующих государственных законов, нарушение которых превращает Конрада в «профессионального» преступника. Ключом к пониманию образа Конрада в поэме является образ моря, появляющийся в своеобразном прологе — песне пиратов. Напоминает море — «свободную стихию» — и душа Конрада, бурная, неукротимая, свободная, таящая внутри себя одновременно и добро, и зло, и великодушие, и жестокость. Страсти Конрада необузданны, он в равной мере и на жестокость, и на героическое самопожертвование (во время пожара сераля, принадлежащего его врагу — паше Сеиду, Конрад жен паши). Двойственность его облика подчеркивается и образами двух влюбленных в него женщин, каждая из которых как бы являет собою одну из ипостасей его личности. В Конрад, был чистым душою, открытым и любящим. Автор поясняет, что Конрад встал на преступный путь в результате гонений со стороны бездушного и злобного общества испортить самую чистую душу. Автор одновременно и винит общество в трагедии Конрада, и поэтизирует его действия как действия свободного от общества человека.
В Конрад, был чистым душою, открытым и любящим. Автор поясняет, что Конрад встал на преступный путь в результате гонений со стороны бездушного и злобного общества испортить самую чистую душу. Автор одновременно и винит общество в трагедии Конрада, и поэтизирует его действия как действия свободного от общества человека.