Рассказ Е. Носова "Белый гусь" мне очень понравился, хотя о таких произведениях нельзя говорить однозначно, ведь они не просто нравятся, а волнуют и трогают душу. Главный герой рассказа — Белый гусь. Он был очень красивый: "Тугие перья одно к другому так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада". Ходил гусь всегда важно и степенно и считал себя самым главным в деревне. Его называли адмиралом: "Все у него было адмиральское: и выправка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями". Белому гусю самому пришлось воспитывать гусят, потому что их мать погибла под колесами автомобиля. Более внимательного и заботливого отца сложно представить. Он никого не подпускал близко к своим гусятам. Оберегая своих детей, Белый гусь прогонял других птиц, шипел на людей, погнался даже за бычком и выгнал его с луга. Однажды, когда гуси были на лугу, неожиданно полил холодный ливень. Все гуси легли на траву, а под ними спрятались маленькие гусята. Косой холодный ливень перешел в град, и гуси не выдержали и побежали прятаться в кусты лозняка. Оставленные взъерошенные гусята жалобно кричали вслед своим родителям и падали в траву под ударами града. Один Белый гусь сидел не шелохнувшись, иногда вздрагивая от безжалостных ледяных ударов. Дождь закончился, но на середине луга неподвижно лежала белая птица, по ее клюву текла струйка крови, а из-под сильных крыльев выбирались дети. Белый гусь погиб, но своих гусят, оставшись до конца храбрым и стойким. Мне очень жаль, что Белый гусь погиб. Я восхищаюсь его самоотверженным подвигом.
Стихотворение «Встреча зимы» печатается с авторской датировкой 20 ноября 1854 года. Ровно через три недели после этой даты, 11 декабря того же года, стихотворение было впервые опубликовано в газете «Воронежские губернские ведомости».
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение явно написано с сознательным намерением повторить нечаянный успех патриотического стихотворения «Русь», написанного ещё в 1851 году, но пришедшегося кстати в той же газете «Воронежские губернские ведомости» в 1853 году, в связи с началом Крымской войны. Патриотическое стихотворение «Русь» никому дотоле не известного воронежского мещанина было перепечатано многими газетами и сделало его автору литературное имя. По газетам же Никитин, несомненно, следил за всеми перипетиями Крымской войны, эпицентр которой в октябре 1854 года переместился в Севастополь: началась 11-месячная героическая оборона города под руководством В. А. Корнилова, П. С. Нахимова и В. И. Истомина. Молодой офицер Л.Н. Толстой, чьё прибытие для прохождения дальнейшей службы в Севастополь как раз пришлось на ноябрь 1854 года, в своём первом из севастопольских очерков («Севастополь в декабре месяце») так же, как и Никитин, ещё полон патриотического оптимизма (в очерках 1855 года от него не останется и следа). «Я прослезился, читая её, и кричал: ура!» - писал И.С. Тургенев И.И. Панаеву о патриотической «статье» Л.Н. Толстого.
Таким образом, к концу 1854 года всё русское общество, казалось, готово было отбросить внутреннюю вражду сословий (мещанин Никитин и аристократ Толстой) и партий (западник И.С. Тургенев и славянофил И.С. Аксаков, который тоже радовался «статье» Л.Н. Толстого в идейно чуждом ему «Современнике» и писал, что после этой «статьи» ему «хочется в Севастополь») и объединиться во имя русской победы. И одним из главных факторов и «полководцев» чаемой победы русской армии над явно и во всех отношениях превосходящими её силами Европы традиционно, по примеру 1812 года, считался «Генерал Мороз» – грядущая суровая русская зима (странно, что никто не захотел обратить внимание на то, что «суровых русских зим» в Крыму не бывает).
Отсюда и тема патриотического стихотворения Никитина: русская зима как воспитатель русского народа-богатыря, губитель врагов России и главный фактор русских побед. Основная же мысль воронежского мещанина – мы, русские, народ особенный, ибо особенна, ни на что не похожа наша природа, наша страна и наша душа.
Соответственно выстроена композиция стихотворения: переход от «природы» к «стране и душе» осуществляется постепенно и именно в центральных строфах (с 10-й по 12-ю).
Жанр и литературное направление
Своеобычный никитинский жанр, найденный воронежским мещанином в стихотворении «Русь», а именно – бесконечно длинная песня (29 строф), стилизованная под народную, нечто среднее между большим стихотворением и маленькой поэмой – сознательно повторён во «Встрече зимы» (21 строфа). Не дотягивая всё же до лиро-эпоса (нет повествования о конкретных персонажах), «Встреча зимы» являет собой типичный образчик лирики эпохи реализма с её установкой на народность и попыткой всё понять и объяснить, основываясь на «естественных» причинно-следственных связях. Отсюда и убедительность перехода от точных, конкретных реалистических пейзажей к картинкам из крестьянского быта и рассуждениям о силе русского духа. Первая часть стихотворения – фрагмент пейзажной лирики, последняя (третья) – типичный образчик лирики военно-патриотической (и даже с элементами агитационной), а переходная вторая часть (с 10-й по 12-ю строфу) удачно сочетает в себе обе эти жанровые линии.
Тропы и образы
Описание поздней осени в прологе стихотворения (т.е. в двух первых строфах) сплошь состоит из олицетворений (и это тоже элемент подражания народной песне): начиная расхожими общеязыковыми метафорами (дождь стучал, туман облаками вставал, холод веял, небеса были угрюмы) и заканчивая авторской метафорой сумрачного леса, который плакал Бог знает о чём.
С появлением первых признаков зимы начинают господствовать сравнения: первый снег, радующий природу и людей, сравнивается сначала с белым пушком, а затем с полотном. После того как зима повсюду навела чистоту и порядок, повеселел и лес: олицетворение 2-й строфы получает завершение в 6-й и 7-й, лес теперь весело смотрит из-под чёрных кудрей, но ветви берёз ещё хранят капли прежних слёз – которые, впрочем, на зимнем солнце горят как алмазы.
Наконец главное олицетворение – олицетворённая зима – становится объектом прямого обращения лирического героя в строфах 8 – 10, начиная со слов: Здравствуй, гостья-зима! Зиме в нашем отечестве находится множество дел: петь песни Севера, где угодно гулять, строить по рекам мосты и ковры расстилать.
Размер и рифмовка
В подражание народной песне во всех строфах (в стихотворении 21 строфа) выдержана перекрёстная рифмовка, но рифмуются только вторая и четвёртая строки, что приближает речь к разговорной. Строки в стихотворении короткие: каждая состоит всего из двух стоп анапеста.
Объяснение:
Белый гусь
Рассказ Е. Носова "Белый гусь" мне очень понравился, хотя о таких произведениях нельзя говорить однозначно, ведь они не просто нравятся, а волнуют и трогают душу. Главный герой рассказа — Белый гусь. Он был очень красивый: "Тугие перья одно к другому так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада". Ходил гусь всегда важно и степенно и считал себя самым главным в деревне. Его называли адмиралом: "Все у него было адмиральское: и выправка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями". Белому гусю самому пришлось воспитывать гусят, потому что их мать погибла под колесами автомобиля. Более внимательного и заботливого отца сложно представить. Он никого не подпускал близко к своим гусятам. Оберегая своих детей, Белый гусь прогонял других птиц, шипел на людей, погнался даже за бычком и выгнал его с луга. Однажды, когда гуси были на лугу, неожиданно полил холодный ливень. Все гуси легли на траву, а под ними спрятались маленькие гусята. Косой холодный ливень перешел в град, и гуси не выдержали и побежали прятаться в кусты лозняка. Оставленные взъерошенные гусята жалобно кричали вслед своим родителям и падали в траву под ударами града. Один Белый гусь сидел не шелохнувшись, иногда вздрагивая от безжалостных ледяных ударов. Дождь закончился, но на середине луга неподвижно лежала белая птица, по ее клюву текла струйка крови, а из-под сильных крыльев выбирались дети. Белый гусь погиб, но своих гусят, оставшись до конца храбрым и стойким. Мне очень жаль, что Белый гусь погиб. Я восхищаюсь его самоотверженным подвигом.
История создания и публикации
Стихотворение «Встреча зимы» печатается с авторской датировкой 20 ноября 1854 года. Ровно через три недели после этой даты, 11 декабря того же года, стихотворение было впервые опубликовано в газете «Воронежские губернские ведомости».
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение явно написано с сознательным намерением повторить нечаянный успех патриотического стихотворения «Русь», написанного ещё в 1851 году, но пришедшегося кстати в той же газете «Воронежские губернские ведомости» в 1853 году, в связи с началом Крымской войны. Патриотическое стихотворение «Русь» никому дотоле не известного воронежского мещанина было перепечатано многими газетами и сделало его автору литературное имя. По газетам же Никитин, несомненно, следил за всеми перипетиями Крымской войны, эпицентр которой в октябре 1854 года переместился в Севастополь: началась 11-месячная героическая оборона города под руководством В. А. Корнилова, П. С. Нахимова и В. И. Истомина. Молодой офицер Л.Н. Толстой, чьё прибытие для прохождения дальнейшей службы в Севастополь как раз пришлось на ноябрь 1854 года, в своём первом из севастопольских очерков («Севастополь в декабре месяце») так же, как и Никитин, ещё полон патриотического оптимизма (в очерках 1855 года от него не останется и следа). «Я прослезился, читая её, и кричал: ура!» - писал И.С. Тургенев И.И. Панаеву о патриотической «статье» Л.Н. Толстого.
Таким образом, к концу 1854 года всё русское общество, казалось, готово было отбросить внутреннюю вражду сословий (мещанин Никитин и аристократ Толстой) и партий (западник И.С. Тургенев и славянофил И.С. Аксаков, который тоже радовался «статье» Л.Н. Толстого в идейно чуждом ему «Современнике» и писал, что после этой «статьи» ему «хочется в Севастополь») и объединиться во имя русской победы. И одним из главных факторов и «полководцев» чаемой победы русской армии над явно и во всех отношениях превосходящими её силами Европы традиционно, по примеру 1812 года, считался «Генерал Мороз» – грядущая суровая русская зима (странно, что никто не захотел обратить внимание на то, что «суровых русских зим» в Крыму не бывает).
Отсюда и тема патриотического стихотворения Никитина: русская зима как воспитатель русского народа-богатыря, губитель врагов России и главный фактор русских побед. Основная же мысль воронежского мещанина – мы, русские, народ особенный, ибо особенна, ни на что не похожа наша природа, наша страна и наша душа.
Соответственно выстроена композиция стихотворения: переход от «природы» к «стране и душе» осуществляется постепенно и именно в центральных строфах (с 10-й по 12-ю).
Жанр и литературное направление
Своеобычный никитинский жанр, найденный воронежским мещанином в стихотворении «Русь», а именно – бесконечно длинная песня (29 строф), стилизованная под народную, нечто среднее между большим стихотворением и маленькой поэмой – сознательно повторён во «Встрече зимы» (21 строфа). Не дотягивая всё же до лиро-эпоса (нет повествования о конкретных персонажах), «Встреча зимы» являет собой типичный образчик лирики эпохи реализма с её установкой на народность и попыткой всё понять и объяснить, основываясь на «естественных» причинно-следственных связях. Отсюда и убедительность перехода от точных, конкретных реалистических пейзажей к картинкам из крестьянского быта и рассуждениям о силе русского духа. Первая часть стихотворения – фрагмент пейзажной лирики, последняя (третья) – типичный образчик лирики военно-патриотической (и даже с элементами агитационной), а переходная вторая часть (с 10-й по 12-ю строфу) удачно сочетает в себе обе эти жанровые линии.
Тропы и образы
Описание поздней осени в прологе стихотворения (т.е. в двух первых строфах) сплошь состоит из олицетворений (и это тоже элемент подражания народной песне): начиная расхожими общеязыковыми метафорами (дождь стучал, туман облаками вставал, холод веял, небеса были угрюмы) и заканчивая авторской метафорой сумрачного леса, который плакал Бог знает о чём.
С появлением первых признаков зимы начинают господствовать сравнения: первый снег, радующий природу и людей, сравнивается сначала с белым пушком, а затем с полотном. После того как зима повсюду навела чистоту и порядок, повеселел и лес: олицетворение 2-й строфы получает завершение в 6-й и 7-й, лес теперь весело смотрит из-под чёрных кудрей, но ветви берёз ещё хранят капли прежних слёз – которые, впрочем, на зимнем солнце горят как алмазы.
Наконец главное олицетворение – олицетворённая зима – становится объектом прямого обращения лирического героя в строфах 8 – 10, начиная со слов: Здравствуй, гостья-зима! Зиме в нашем отечестве находится множество дел: петь песни Севера, где угодно гулять, строить по рекам мосты и ковры расстилать.
Размер и рифмовка
В подражание народной песне во всех строфах (в стихотворении 21 строфа) выдержана перекрёстная рифмовка, но рифмуются только вторая и четвёртая строки, что приближает речь к разговорной. Строки в стихотворении короткие: каждая состоит всего из двух стоп анапеста.