Эпитет - стилистический прием, образное определение, не только указывающее на признак определенного явления, но и сообщающее этому признаку дополнительное значение - переносное или символическое. Пример: яркий голос, золотые руки.
Метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Пример: "Горек мне мед твоих слов" А.А. Блок, "Я хочу кинжальных слов" К.Д Бальмонт
Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренно преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Пример: я говорил это тысячу раз, мы не виделись сто лет, нам еды на полгода хватит.
Сравнение - троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явлений другому по какому-либо общему для них признаку. Пример: вода как стекло, глаза как небо.
Олицетворение - троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Пример: природа радуется, береза плачет, море волнуется
864 г. «Железная дорога» . В основе стихотворения лежит реальный факт - строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. В стихотворении 4 главы, каждая из них несет свою смысловую нагрузку, а в целом в композиции реализуется идея о безмерных страданиях народа и высказывается мысль об их причинах. I глава. Эмоциональные, возвышенные размышления автора о красоте природы, о просторах родимой Руси. В этих размышлениях видна преданная любовь поэта к родине и искреннее восхищение красотой. II глава. Используется прием антитезы, главная цель которого - противопоставить красоту природы и жестокую эксплуатацию строителей железной дороги. Глава логически связана не только с предыдущей главой, но и с эпиграфом. Использование голосов мертвецов и живых людей усиливает эту контрастность. Автор то предоставляет слово самим строителям (например, голос белоруса) , то говорит сам. В конце главы звучит голос поэта, предсказывающий оптимистическое будущее: «Вынесет все - и широкую, ясную// Грудью дорогу проложит себе» . III глава - автор переводит рассказ в другой план, более масштабный. Может ли народ быть созидателем, есть ли в нем нравственные силы преодолеть низость своей жизни. Генерал рассказывает о строителях, да и вообще о русском человеке неприглядные вещи («Не создавать - разрушать мастера...») . IVглава - в ней как будто содержится подтверждение словам генерала («скопище пьяниц») . Прямого возражения нет. Но все содержание поэмы опровергает слова генерала. План к рассказу железная дорога: 4 .1. Пейзажная зарисовка. 2. Кто построил эту железную дорогу? 3. Рассказ о строителях железной дороги. 4. В воображении Вани появляются страшные картины мертвецов, которые лишились жизни из-за каторжного труда. 5. Мальчик, проснувшись, рассказывает о своем сне генералу, тот, захохотав, с пренебрежением отзывается о русском народе. 6. Автор говорит о том, какую плату получают за свой труд строители дороги.
Пример: яркий голос, золотые руки.
Метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Пример: "Горек мне мед твоих слов" А.А. Блок, "Я хочу кинжальных слов" К.Д Бальмонт
Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренно преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.
Пример: я говорил это тысячу раз, мы не виделись сто лет, нам еды на полгода хватит.
Сравнение - троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явлений другому по какому-либо общему для них признаку.
Пример: вода как стекло, глаза как небо.
Олицетворение - троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
Пример: природа радуется, береза плачет, море волнуется
факт - строительство железной дороги между Петербургом
и Москвой. В стихотворении 4 главы, каждая из них несет свою
смысловую нагрузку, а в целом в композиции реализуется идея о безмерных
страданиях народа и высказывается мысль об их причинах.
I глава. Эмоциональные, возвышенные размышления автора
о красоте природы, о просторах родимой Руси. В этих размышлениях
видна преданная любовь поэта к родине и искреннее восхищение
красотой.
II глава. Используется прием антитезы, главная цель которого -
противопоставить красоту природы и жестокую эксплуатацию строителей
железной дороги. Глава логически связана не только с предыдущей
главой, но и с эпиграфом. Использование голосов мертвецов
и живых людей усиливает эту контрастность. Автор то предоставляет
слово самим строителям (например, голос белоруса) , то
говорит сам. В конце главы звучит голос поэта, предсказывающий оптимистическое
будущее: «Вынесет все - и широкую, ясную// Грудью
дорогу проложит себе» .
III глава - автор переводит рассказ в другой план, более масштабный.
Может ли народ быть созидателем, есть ли в нем нравственные
силы преодолеть низость своей жизни. Генерал рассказывает
о строителях, да и вообще о русском человеке неприглядные
вещи («Не создавать - разрушать мастера...») .
IVглава - в ней как будто содержится подтверждение словам генерала
(«скопище пьяниц») . Прямого возражения нет. Но все содержание
поэмы опровергает слова генерала.
План к рассказу железная дорога:
4 .1. Пейзажная зарисовка.
2. Кто построил эту железную дорогу?
3. Рассказ о строителях железной дороги.
4. В воображении Вани появляются страшные картины мертвецов, которые лишились жизни из-за каторжного труда.
5. Мальчик, проснувшись, рассказывает о своем сне генералу, тот, захохотав, с пренебрежением отзывается о русском народе.
6. Автор говорит о том, какую плату получают за свой труд строители дороги.