александр островский – величайший драматург xix века, чье творчество оказало большое влияние на развитие театра. александр николаевич островский являлся также почетным членом петербургской ан. писатель родился 12 апреля 1823 года в москве в семье уважаемого дворянина. детство александра проходило в основном в замоскворечье. он рано пристрастился к книгам, так как отец владел большой библиотекой. окончив гимназию, мальчик по настоянию отца поступил в московский университет на юридический факультет. однако учебу не удалось довести до конца, так как островский повздорил с одним из университетских преподавателей. так, с 1843 по 1851 год он стал работать писцом в московских судах. в этот же период писатель начал работать над своей первой пьесой «несостоятельный должник», которая была позже переименована в «свои люди – сочтемся! ». именно эта комедия и принесла островскому известность. далее, одна за другой появлялись пьесы «доходное место», «гроза», «бешеные деньги», «бесприданница» и многие другие. всего островским было написано около 50 пьес. помимо этого он переводил работы теренция, сервантеса, шекспира и других западных писателей. драматургия писателя сыграла решающую роль в становления сценического искусства. в 1865 году им был основан артистический кружок в москве, а через пять лет по его инициативе появилось общество драматургов, которым он руководил до конца своих дней. в 1886 году писатель был назначен заведующим репертуаров московских театров. однако здоровье островского уже было слабым и 14 июня того же года он скончался в своем имении в костромской губернии
в 30-40-е годы 19 века сначала в , а затем и в западноевропейской происходит становление самого плодотворного и популярного направления в мировой – критического реализма.
могучая сила реализма заключалась в его постоянной и тесной связи с современной действительностью. если проследить весь путь реализма, он представится нам как процесс все более широкого охвата явлений действительности, процесс познания новых и новых пластов и сторон жизни человека, общества, природы.
философским основанием реализма является признание объективное, вне нас существующей, развивающейся по своим законам действительности. писатель-реалист признает возможность познания этой объективной действительности. мир может и должен быть художественно познан, в этом писатель-реалист видел одну из важнейших своего искусства. в этом отношении субъективизм и всякого рода мистика враждебны реализму. писатель-реалист проникает в реальные связи вещей реального мира, познание жизни всегда проявляется в объективности ее изображения. художнику реалисту необходимо было отделиться от своего героя, взглянуть на него как на порождение объективной действительности. свобода воли художника подчинилась законам развития самой действительности.
объективность состоит в соответствии изображения изображаемому предмету. в единстве внутреннего и внешнего, явления и его сущности.
писатель стремится преобразовать мир, воздействовать на него, улучшить жизнь общества, человека. пересоздание мира присуще реализму в форме его нового созидания.
основой эстетического идеала была великая идея гуманизма, идя свободы и независимости личности человека, любви и уважения к нему, признание за человеком права на счастье здесь, на земле, а не в потустороннем мире.
критика в реализме опиралась на глубокий, проникнутый трезвым взглядом анализ жизни. внутренняя потребность реалистического художественного познания состоит в стремлении взять то или иное событие в связи с другими, взять его как можно шире, многосторонне, во всех его проявлениях, на всех его уровнях, почувствовать развитие, переходы, воспринять весь мир как живое, во времени развивающееся бытие.
народность как эстетическая категория теперь определялась, прежде всего, требованием воссоздания национального характера народа в его развитии, в изображении судеб народных через образы типических его представителей. необходимо понимание тех социально- форм, в которые отливалась жизнь народа в данную эпоху.
личность изображается всесторонне, характер человека, его внутреннего мира.
характер выступает как типический. поступки и поведение человека обусловлены характерологически, соответствуют особенностям внутреннего мира человека. эта обусловленность не нарушается вмешательством потусторонних сил или воли самого автора. социальный характер дается через всю совокупность черт личности и поведения героя в их социальной обусловленности.
типические обстоятельства представляют собой известные жизненные коллизии и конфликты, которые развиваются и решаются без участия сверхчувственных, иррациональных сил.
процесс жизни изображается как процесс.
внутренний мир человека подчинен законам . чаще всего характер изображается в процессе развития.
реализм окончательно разрушил иерархию жанров эпохи классицизма. большое значение приобретает проза, которая обладает возможностями в охвате жизни, ее социально- анализом, в воздействии на широкий, более демократический мир, круг читателей, на интеллектуальное, в целом духовное развитие человечества.
реализм в лирике проявился в расширении сферы лирического творчества, эмоциональном обогащении лиризма. появляются образы действительного окружения поэта – человеческого, бытового, природного.
важно единичным, данным жизнью фактам придать значение общего, типичного, воссоздаваемого в художественных образах. громадную роль в произведении играет деталь.
развитие реализма в 20-30-е годы 19 века выразилось в обогащении критической палитры писателя, которые вводили в юмор, иронию, сатиру.
в 30-е годы реализм взаимодействовал с романтизмом и находился с ним в теснейших связях.
александр островский – величайший драматург xix века, чье творчество оказало большое влияние на развитие театра. александр николаевич островский являлся также почетным членом петербургской ан. писатель родился 12 апреля 1823 года в москве в семье уважаемого дворянина. детство александра проходило в основном в замоскворечье. он рано пристрастился к книгам, так как отец владел большой библиотекой. окончив гимназию, мальчик по настоянию отца поступил в московский университет на юридический факультет. однако учебу не удалось довести до конца, так как островский повздорил с одним из университетских преподавателей. так, с 1843 по 1851 год он стал работать писцом в московских судах. в этот же период писатель начал работать над своей первой пьесой «несостоятельный должник», которая была позже переименована в «свои люди – сочтемся! ». именно эта комедия и принесла островскому известность. далее, одна за другой появлялись пьесы «доходное место», «гроза», «бешеные деньги», «бесприданница» и многие другие. всего островским было написано около 50 пьес. помимо этого он переводил работы теренция, сервантеса, шекспира и других западных писателей. драматургия писателя сыграла решающую роль в становления сценического искусства. в 1865 году им был основан артистический кружок в москве, а через пять лет по его инициативе появилось общество драматургов, которым он руководил до конца своих дней. в 1886 году писатель был назначен заведующим репертуаров московских театров. однако здоровье островского уже было слабым и 14 июня того же года он скончался в своем имении в костромской губернии
в 30-40-е годы 19 века сначала в , а затем и в западноевропейской происходит становление самого плодотворного и популярного направления в мировой – критического реализма.
могучая сила реализма заключалась в его постоянной и тесной связи с современной действительностью. если проследить весь путь реализма, он представится нам как процесс все более широкого охвата явлений действительности, процесс познания новых и новых пластов и сторон жизни человека, общества, природы.
философским основанием реализма является признание объективное, вне нас существующей, развивающейся по своим законам действительности. писатель-реалист признает возможность познания этой объективной действительности. мир может и должен быть художественно познан, в этом писатель-реалист видел одну из важнейших своего искусства. в этом отношении субъективизм и всякого рода мистика враждебны реализму. писатель-реалист проникает в реальные связи вещей реального мира, познание жизни всегда проявляется в объективности ее изображения. художнику реалисту необходимо было отделиться от своего героя, взглянуть на него как на порождение объективной действительности. свобода воли художника подчинилась законам развития самой действительности.
объективность состоит в соответствии изображения изображаемому предмету. в единстве внутреннего и внешнего, явления и его сущности.
писатель стремится преобразовать мир, воздействовать на него, улучшить жизнь общества, человека. пересоздание мира присуще реализму в форме его нового созидания.
основой эстетического идеала была великая идея гуманизма, идя свободы и независимости личности человека, любви и уважения к нему, признание за человеком права на счастье здесь, на земле, а не в потустороннем мире.
критика в реализме опиралась на глубокий, проникнутый трезвым взглядом анализ жизни. внутренняя потребность реалистического художественного познания состоит в стремлении взять то или иное событие в связи с другими, взять его как можно шире, многосторонне, во всех его проявлениях, на всех его уровнях, почувствовать развитие, переходы, воспринять весь мир как живое, во времени развивающееся бытие.
народность как эстетическая категория теперь определялась, прежде всего, требованием воссоздания национального характера народа в его развитии, в изображении судеб народных через образы типических его представителей. необходимо понимание тех социально- форм, в которые отливалась жизнь народа в данную эпоху.
личность изображается всесторонне, характер человека, его внутреннего мира.
характер выступает как типический. поступки и поведение человека обусловлены характерологически, соответствуют особенностям внутреннего мира человека. эта обусловленность не нарушается вмешательством потусторонних сил или воли самого автора. социальный характер дается через всю совокупность черт личности и поведения героя в их социальной обусловленности.
типические обстоятельства представляют собой известные жизненные коллизии и конфликты, которые развиваются и решаются без участия сверхчувственных, иррациональных сил.
процесс жизни изображается как процесс.
внутренний мир человека подчинен законам . чаще всего характер изображается в процессе развития.
реализм окончательно разрушил иерархию жанров эпохи классицизма. большое значение приобретает проза, которая обладает возможностями в охвате жизни, ее социально- анализом, в воздействии на широкий, более демократический мир, круг читателей, на интеллектуальное, в целом духовное развитие человечества.
реализм в лирике проявился в расширении сферы лирического творчества, эмоциональном обогащении лиризма. появляются образы действительного окружения поэта – человеческого, бытового, природного.
важно единичным, данным жизнью фактам придать значение общего, типичного, воссоздаваемого в художественных образах. громадную роль в произведении играет деталь.
развитие реализма в 20-30-е годы 19 века выразилось в обогащении критической палитры писателя, которые вводили в юмор, иронию, сатиру.
в 30-е годы реализм взаимодействовал с романтизмом и находился с ним в теснейших связях.