Сравнивая два произведения «Илья Муромец и Калин царь» и «Тарас Бульба», можно найти ряд схожих моментов. Два сюжета на историческую тему, показывающие героическую борьбуукраинского народа за своё национальное освобождение. Действие происходит на украинской земле. Главные герои произведений- этостарые казаки, крупного телосложения, обладающие огромной физической и духовной силой отдать свою жизнь ради своей отчизны. Также в произведениях показаны яркие образы,очень светлые, обаятельные и мужественные люди, которые могут организовать защиту своей Родины, подняв весь народ.Манера речи, поведение, характер, имеют удивительное сходство. Они ценят дружбу, товарищество, взаимовыручку. «Первый долг и первая честь казака, соблюсти товарищество». Их подвиги сопровождаются жестокостью к врагу. В бою они выкладываются полностью, не боятся пролить кровь за общее дело. Произносятяркие громкоголосые высказывания в сторону обидчиков. Описание пейзажей широких русских степей окунуться в то время и понять чувства персонажей. «Его «нежба» - чистое поле да добрый конь.» «А й садитесь вы да на добрых коней, Поезжайте-тко да во роздольицо чисто поле…» Национальным героям свойственна одна главная черта-это беззаветная преданность и любовь к земле,народу, отечествe.
После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «свое ничуть не хуже».
В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург.
Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп». Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно.
В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург.
Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп». Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно.