Повествование начинается в городе Муроме. Князь Петр длжен был убить змия, приходившего к жене его брата. Взяв Святой Агриков меч Петр вышел бороться со змием. Петр врага одалел, но кровь змия попала на него и князь заболел проказой. Никто не мог его вылечить. В Рязанской земле было много врачей и Петр поехал туда. В селе Ласково жила дочь древолаза Феврония , которая согласилась исцелить князя, если тот женится на ней. Петр исцелился, но передумал женится и снова заболел. Приехав к Февронии снова Петр по прощения и женился на девушке. Петр и Феврония жили в мире и согласии, однако боярам не нравилось, что на княжеском престоле была Они сказала князю: Феврония не должна царствовоть. Она может уйти из Мурома и князь сможет править с другой женщиной. Или Петр уйдет вместе с женой из Мурома. Князь выбрал второе. Супруги уплыли из Мурома по Оке. Тем временем, в городе началась борьба за княжеский престол, междуусобицы и бояре по князя с женой вернуться. В старости супруги приняли монашеский постриг и умерли в один день и час. Их похоронили в разных могилах, но их тела оказались в одной могиле. Пётр и Февронья являются символом семьи и верности. Праздник этих святых отмечается в России 8 июля.
Используется приём контраста на всех уровнях художественной формы (в композиции, системе образов, цветовой гамме, ритмическом строе, лексике и стилистике).
“Божий свет” в поэме предстаёт как взаимодействие противоположных стихий — тьмы и света. Контрастный образ дан уже в самом начале: “Чёрный вечер, // Белый снег…” Антонимичные прилагательные “чёрный” и “белый”, неоднократно встречаясь в тексте поэмы, рисуют художественный мир с графической отчётливостью. Однако в цветовую антонимию вступают не только чёрный и белый цвета, но и белый и красный: “мировой пожар в крови”, пролитая кровь Катьки, окровавленные этим убийством руки Петрухи — и снежная стихия, в которой “в белом венчике из роз // Впереди Исус Христос”. Удивительно, что значение святости ассоциируется и с чёрным (“чёрная злоба, святая злоба”), и с белым (Христос), и с красным (“Мировой пожар в крови — Господи, благослови!”). Священное выступает в поэме в трёх своих контрастных вариантах.
Контраст обнаруживается и в ритмическом строе поэмы: хорей и ямб, тонический и силлабо-тонический строй, постоянная смена ритмов (своего рода ритмическая какофония) — и при этом тяготение к единому хореическому ритму. Эпизод убийства Катьки — переломная точка и сюжетного движения, и ритмического рисунка.
Принцип контраста проявляется и на стилистическом уровне, где взаимодействуют книжный и разговорно пласты. Контрастны друг другу музыкальные темы произведения (марш, частушка, городской романс).
Повествование начинается в городе Муроме. Князь Петр длжен был убить змия, приходившего к жене его брата. Взяв Святой Агриков меч Петр вышел бороться со змием. Петр врага одалел, но кровь змия попала на него и князь заболел проказой. Никто не мог его вылечить. В Рязанской земле было много врачей и Петр поехал туда. В селе Ласково жила дочь древолаза Феврония , которая согласилась исцелить князя, если тот женится на ней. Петр исцелился, но передумал женится и снова заболел. Приехав к Февронии снова Петр по прощения и женился на девушке. Петр и Феврония жили в мире и согласии, однако боярам не нравилось, что на княжеском престоле была Они сказала князю: Феврония не должна царствовоть. Она может уйти из Мурома и князь сможет править с другой женщиной. Или Петр уйдет вместе с женой из Мурома. Князь выбрал второе. Супруги уплыли из Мурома по Оке. Тем временем, в городе началась борьба за княжеский престол, междуусобицы и бояре по князя с женой вернуться. В старости супруги приняли монашеский постриг и умерли в один день и час. Их похоронили в разных могилах, но их тела оказались в одной могиле. Пётр и Февронья являются символом семьи и верности. Праздник этих святых отмечается в России 8 июля.
Используется приём контраста на всех уровнях художественной формы (в композиции, системе образов, цветовой гамме, ритмическом строе, лексике и стилистике).
“Божий свет” в поэме предстаёт как взаимодействие противоположных стихий — тьмы и света. Контрастный образ дан уже в самом начале: “Чёрный вечер, // Белый снег…” Антонимичные прилагательные “чёрный” и “белый”, неоднократно встречаясь в тексте поэмы, рисуют художественный мир с графической отчётливостью. Однако в цветовую антонимию вступают не только чёрный и белый цвета, но и белый и красный: “мировой пожар в крови”, пролитая кровь Катьки, окровавленные этим убийством руки Петрухи — и снежная стихия, в которой “в белом венчике из роз // Впереди Исус Христос”. Удивительно, что значение святости ассоциируется и с чёрным (“чёрная злоба, святая злоба”), и с белым (Христос), и с красным (“Мировой пожар в крови — Господи, благослови!”). Священное выступает в поэме в трёх своих контрастных вариантах.
Контраст обнаруживается и в ритмическом строе поэмы: хорей и ямб, тонический и силлабо-тонический строй, постоянная смена ритмов (своего рода ритмическая какофония) — и при этом тяготение к единому хореическому ритму. Эпизод убийства Катьки — переломная точка и сюжетного движения, и ритмического рисунка.
Принцип контраста проявляется и на стилистическом уровне, где взаимодействуют книжный и разговорно пласты. Контрастны друг другу музыкальные темы произведения (марш, частушка, городской романс).