План: 1)Жизнь М.Е.Салтыкова-Щедрина2)Виды комического в сказках:а)Какие существуют виды комическогоб)Премудрый пескарьв)Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил3)Значение комического в сказках 1)Первое образование в биографии Салтыкова-Щедрина было получено в домашних условиях – с ним занимались: сестра, священник, гувернантка. Затем он учился в Московском дворянском институте. Во время обучения в лицее начали печататься его стихотворения, однако позже он оставил это занятие.В 1844 поступил на службу в военную канцелярию,где стал серьезно заниматься прозой – писал заметки, повести. За вольнодумие в 1848 году в биографии Салтыкова-Щедрина состоялась ссылка в Вятку. Там он служил канцелярским чиновником. В 1855 году вернулся из ссылки, стал служить в министерстве внутренних дел.2)а) В литературе существуют 4 основных видов комического:САТИРА — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.Сатира представляет собой беспощадное осмеяние и отрицание явления или человеческого типа в целом.ЮМОР — особый вид комического, изображение героев в смешном виде.В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.ИРОНИЯ — особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.САРКАЗМ— особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто. Как и сатира, сарказм заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние ее.б) Сказка “Премудрый пескарь” считается сатирической. После прочтение сказки, задается вопрос, в чем же заключается “мудрость” пескаря? В сказке скрывается ирония- авторская насмешка. Смысл названия явно другой - трусливый. Ведь сколько раз пескарь желал вылезти из своей норы, но все же снова плыл назад, в свою нору. Автор смеется над жизнью пескаря: “Жил – дрожал, и умирал – дрожал”. Кроме иронии : «Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще и премудрого?», автор использует гиперболу: "Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется...", Гротеск: «И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал».в)В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические приемы:ирония, фантастика, сарказм, сатира. Сатирически изобразил автор внешний вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену».Кроме сатиры, автор использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». А к мужику, автор относился с иронией:«полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». 3)
Тульский мастер. Он один из трех мастеров, которым поручили создать изделие более удивительное, чем английская танцующая блоха. И эти три умельца подковывают блоху. А Л. делает гвоздики для подков. Образ Л. очень неоднозначный: и положительный, и иронически-негативный. С одной стороны, он очень искусный мастеровой, замечательный умелец. С другой стороны, он чрезвычайно забит, считает себя абсолютно незначительным существом. Англичане предлагают Л. остаться у них, но он отвергает это предложение. И здесь играет большую роль не только чувство патриотизма, но еще и неверие в возможность жить лучше, в человеческих условиях. Л. полностью забитое существо, которому даже в голову не приходит мысль о каком-то малейшем сопротивлении обстоятельствам. Жизнь его заканчивается трагично. Он заболевает и умирает безызвестным, никому не нужным, лишенный всякой заботы. Трагическая судьба Л. противопоставлена истории англичанина, приехавшего в Петербург вместе с ним. Того очень заботливо приняли в английском посольстве. Лесков отмечает, что безразличие к человеческой жизни - чисто русское качество. Погиб человек из народа, редкостный умелец с золотыми руками, и никто об этом не узнал. Важно заметить, что в описании Л. есть много комического. Этот искусный мастер был не только левшой, но и еще и косым. И это не помешало ему сделать невероятно тонкую работу, не заметную человеческому глазу
1)Первое образование в биографии Салтыкова-Щедрина было получено в домашних условиях – с ним занимались: сестра, священник, гувернантка. Затем он учился в Московском дворянском институте. Во время обучения в лицее начали печататься его стихотворения, однако позже он оставил это занятие.В 1844 поступил на службу в военную канцелярию,где стал серьезно заниматься прозой – писал заметки, повести. За вольнодумие в 1848 году в биографии Салтыкова-Щедрина состоялась ссылка в Вятку. Там он служил канцелярским чиновником. В 1855 году вернулся из ссылки, стал служить в министерстве внутренних дел.2)а) В литературе существуют 4 основных видов комического:САТИРА — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.Сатира представляет собой беспощадное осмеяние и отрицание явления или человеческого типа в целом.ЮМОР — особый вид комического, изображение героев в смешном виде.В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.ИРОНИЯ — особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.САРКАЗМ— особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто. Как и сатира, сарказм заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние ее.б) Сказка “Премудрый пескарь” считается сатирической. После прочтение сказки, задается вопрос, в чем же заключается “мудрость” пескаря? В сказке скрывается ирония- авторская насмешка. Смысл названия явно другой - трусливый. Ведь сколько раз пескарь желал вылезти из своей норы, но все же снова плыл назад, в свою нору. Автор смеется над жизнью пескаря: “Жил – дрожал, и умирал – дрожал”. Кроме иронии : «Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще и премудрого?», автор использует гиперболу: "Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется...", Гротеск: «И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал».в)В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические приемы:ирония, фантастика, сарказм, сатира. Сатирически изобразил автор внешний вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену».Кроме сатиры, автор использует сарказм: «начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». А к мужику, автор относился с иронией:«полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а себе взял одно, кислое». 3)