Знаком особого внимания Есенина к пушкинской традиции является стихотворение «Пушкину» , которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со дня рождения Пушкина и читал на юбилейном митинге 6 июня 1924 года у памятника поэту на Тверском бульваре. Есенин как бы продолжает известное стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный... » , которое восходит к Горацию («Я воздвиг памятник... » ) и Державину («Памятник» ) . Но у Есенина тема собственного памятника возникает лишь в заключительных строках. Сюжет стихотворения составляет разговор с памятником Пушкину как с живым человеком. Этот разговор состоит из собственных раздумий («говорю с самим собой») , обращений к поэту («О, Александр... » ) и ответов на вопросы, которые задал Пушкин поэту XX века («говорю в ответ тебе») . Есенин осознает свое великое право стоять рядом с Пушкиным. Серьезно и с достоинством говорит он со своим великим предшественником и как перед причастьем пытается осмыслить свой путь в сравнении с пушкинским. Пушкин для Есенина — живой человек, с которым у него много общего. Поэт отмечает черты, которые сближают его с русским гением: «могучий дар» , «русскую. . .судьбу» , гордость, легендарность личности и даже поведение и внешнюю похожесть. «Блондинистый.. . » — таким мог быть бронзовый Пушкин в свете вечерних фонарей. Есенин верит, что преодолеет все временное и суетное и достигнет пушкинской славы: Но, обреченный на гоненье. Еще я долго буду петь. . . Чтоб и мое степное пенье Сумело бронзой прозвенеть. Главное, к чему стремится Есенин, что дает право на бессмертие — это верность своему народу. В ответ на слова Пушкина о своем памятнике: «К нему не зарастет народная тропа.. . » Есенин говорит о «русской судьбе» поэта и считает свое степное пенье» созвучным свободной и глубоко национальной поэзии Пушкина
На протяжении романа образ Онегина кардинально меняется. В конце повествования это уже не тот повеса, который, устав от пиров и балов, все критикует. Евгений узнал жизнь настоящую, а не карнавал. Он научился подчиняться обстоятельствам, а не игнорировать их. Глубокие и искренние переживания делают героя богаче духовно. Наблюдательный человек и тонкий психолог, Онегин при первой же мимолетной встрече оценил Татьяну. Но обстоятельства, его эгоизм и покорность традициям того общества, которое он презирает, разлучают их. Встретившись безнадежно поздно, герои понимают, что «счастье было так возможно» , но они сами его упустили. Онегин поступил с героиней благородно, но недальновидно. Ему и в голову не могло прийти, что через несколько лет он будет умирать от любви к этой «простушке» , «сельской девочке» . Да, такова его судьба. Он везде лишний, страдающий глубоко и искренне от своей ненужности:
И мыслит, грустью отуманен: Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, Как этот бедный откупщик? Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска!
Эти строки примиряют нас с Евгением. Мы забываем о его легкомыслии в ранней молодости.
Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но не самодовольного, а «страдающего» . Он слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими, но и никогда не станет менять себя и мир, чтобы улучшить их. «Тоскующая лень» — вот основная черта и беда его характера. «Упорный труд ему был тошен» —это основная причина, по которой Онегин никогда не изменится настолько, чтобы обрести счастье.
стихотворение «Пушкину» , которое поэт написал 26 мая 1924 года к 125-летию со дня рождения Пушкина и читал на юбилейном митинге 6 июня 1924 года у памятника поэту на Тверском бульваре. Есенин как бы продолжает известное стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный... » , которое восходит к Горацию («Я воздвиг памятник... » ) и Державину («Памятник» ) . Но у Есенина тема собственного памятника возникает лишь в заключительных строках. Сюжет стихотворения составляет разговор с памятником Пушкину как с живым человеком. Этот разговор состоит из собственных раздумий («говорю с самим собой») , обращений к поэту («О, Александр... » ) и ответов на вопросы, которые задал Пушкин поэту XX века («говорю в ответ тебе») . Есенин осознает свое великое право стоять рядом с Пушкиным. Серьезно и с достоинством говорит он со своим великим предшественником и как перед причастьем пытается осмыслить свой путь в сравнении с пушкинским. Пушкин для Есенина — живой человек, с которым у него много общего. Поэт отмечает черты, которые сближают его с русским гением: «могучий дар» , «русскую. . .судьбу» , гордость, легендарность личности и даже поведение и внешнюю похожесть. «Блондинистый.. . » — таким мог быть бронзовый Пушкин в свете вечерних фонарей. Есенин верит, что преодолеет все временное и суетное и достигнет пушкинской славы:
Но, обреченный на гоненье.
Еще я долго буду петь. . .
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
Главное, к чему стремится Есенин, что дает право на бессмертие — это
верность своему народу. В ответ на слова Пушкина о своем памятнике: «К нему не зарастет народная тропа.. . » Есенин говорит о «русской судьбе» поэта и считает свое степное пенье» созвучным свободной и глубоко национальной поэзии Пушкина
И мыслит, грустью отуманен:
Зачем я пулей в грудь не ранен?
Зачем не хилый я старик,
Как этот бедный откупщик?
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!
Эти строки примиряют нас с Евгением. Мы забываем о его легкомыслии в ранней молодости.
Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но не самодовольного, а «страдающего» . Он слишком умен, чтобы быть довольным жизнью, собой, окружающими, но и никогда не станет менять себя и мир, чтобы улучшить их. «Тоскующая лень» — вот основная черта и беда его характера. «Упорный труд ему был тошен» —это основная причина, по которой Онегин никогда не изменится настолько, чтобы обрести счастье.