Одно из первых стихотворений, посвященных петровской теме в лирике А. С. Пушкина, — это стихотворение 1826 года "Стансы". В своей повести "Арап Петра Великого" (1827) Пушкин продолжает развивать тему занятости, работо увлеченности Петра Первого. Продолжение петровской темы в творчестве А. С. Пушкина можно найти в поэме "Полтава" (1828—1829). В описании пира после битвы появляется мотив, который в стихотворении "Пир Петра Первого" станет основным, — это мотив милости Петра: "...В своем шатре он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает..." Если в четырех предыдущих произведениях А. С. Пушкин исключительно восхваляет Петра, то в поэме 1833 года "Медный всадник" впервые появляется вопрос — так ли уж идеален Петр на самом деле?
Тарас Бульба – народный герой. В одноименной повести “Тарас Бульба” Николай Васильевич Гоголь показал в главном герое настоящего патриота, защитника родной земли. Суровый и непреклонный Тарас ведет жизнь, полную опасностей и невзгод. А вот как Гоголь пишет о нём: «Весь он был создан для бранной тревоги, а не для семейного очага, и отличался грубой прямотой своего нрава». Тарас думал, что если любить жену, быть рядом с ней значит обабиться, перестать быть настоящим козаком. По мнению Тараса,украинский козак должен быть настоящим воином, патриотом, товарищем и защитником. Бульба беспощаден к изменникам и трусам, вот почему он с огромной ненавистью говорит о предателях: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…» Перед своим отъездом на Сечь Тарас принимает своих сыновей – Остапа и Андрия, которые приехали из киевской бурсы. У него жесткие требования к сыновьям: “Вы должны смело стоять за веру свою и все казачество”, “Если продадитесь и измените родине, то лучше пусть вы сгинете к чертям”. Но при этом Тарас относится к своим детям, как к товарищам. Одинаково сильно любя обоих сыновей, старый козак лучше понимает старшего Остапа, для которого так же, как и для отца, главными являются узы товарищества. Часто он был к ним слишком суров, не показывал глубоко скрытую родительскую любовь. Бульба давно не защищал Отчизну и не воевал. Запорожская Сечь является для него настоящим домом, вот почему он и проводит там большую часть времени, не торопясь к жене, и именно поэтому после приезда сыновей из Киева домой он тотчас же решает ехать на Запорожье, чтобы проверить Остапа и Андрия в их верности казачьей службе. Там он будет жить на широкую ногу. Тарас был отважным воином, который прославил себя во многих боях. Он считал себя истинным защитником православия и не терпел роскоши и богатства в любом виде. Наисвятейшее для него дело — оборона веры и отчизны. Наделённый огромной силой воли и умом, Тарас отлично управляет войском и относится с любовью к товарищам, уважая обычаи Запорожской Сечи. Отважным, опытным командиром обнаруживает он себя, когда его избрали наказным атаманом. В первую очередь для Тараса важна верность вере, отчизне и обществу. Это видно не только из его знаменитой речи об обществе и боевом братстве, но и в поступках. Бульба настраивает козаков на бой с поляками, чтобы их не убили, и они постояли за товарищество. Тараса пленили и заживо сожгли на костре, но и там в самую последнюю свою минуту он думал о товарищах. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!» Тарас считает, что: “на свете нет уз крепче, нежели уз товарищества, а русское товарищество - лучшее в мире”. Когда Бульба умирает, он заботится не о себе, а о своих товарищах. Тарас рад, что его друзья благополучно уплывают от врага. Он “жертвует” собой ради веры, земли родной и товарищей. Тарас Бульба дорог Николаю Васильевичу Гоголю, понятно, что таких людей, как Тарас, на Земле уже нет и никогда не будет. Гоголь восхваляет этот образ, образ бесстрашного полковника, который борется за свою честь, веру и отчизну. Тарас Бульба считает, что смысл его жизни - служить своей вере и родине. Он готов умереть за друзей, Украину и за православие. Старый Бульба очень плохо относится к полякам и бьется с ними до последней капли крови за веру, честь и казачество. Поэтому мы смело можем называть Тараса Бульбу народным героем.
В своей повести "Арап Петра Великого" (1827) Пушкин продолжает развивать тему занятости, работо увлеченности Петра Первого.
Продолжение петровской темы в творчестве А. С. Пушкина можно найти в поэме "Полтава" (1828—1829).
В описании пира после битвы появляется мотив, который в стихотворении "Пир Петра Первого" станет основным, — это мотив милости Петра: "...В своем шатре он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает..."
Если в четырех предыдущих произведениях А. С. Пушкин исключительно восхваляет Петра, то в поэме 1833 года "Медный всадник" впервые появляется вопрос — так ли уж идеален Петр на самом деле?