Катерина умоляет Тихона не уезжать или взять ее с собой, потому что понимает и чувствует: быть беде,и пытается избежать этой беды. Как мы знаем, Катерина сведет счеты с жизнью, а самоубийство, по мнению психологов, растянутый по времени процесс. Конечно, во времена Островского суть самоубийства еще не была досконально изучена, но писатель не мог не знать, что самоубийство - не единомоментное решение, а деяние, совершаемое после тяжелых раздумий, под постоянным гнетом обстоятельств (а Катерина - как раз думающая, склонная к самоанализу личность, чувствующая раскол между тем, что она и общество считают правильным поведением и своей любовью). Она, конечно, и до этой сцены знала, что муж ее - безвольный маменькин сынок, слабый, в общем-то, человек (потому отчасти и сердце ее отдано другому, чуть более достойному), однако в сцене прощания ее слова, ее к мужу - это крик души женщины, которая ищет взывает к единственному человеку, который должен быть ее защитником, надежной стеной, крепким плечом - к супругу. И если до этого момента у нее была еще какая-то надежда,что в суровую минуту муж вступится за нее, поймет ее, захочет наконец сберечь семью и жену, и был сдерживающий фактор в любви к Борису (стыд перед супругом, нежелание обижать его, делать ему больно), то после прощания не остается ничего: ни уважения к супругу, ни надежды, никакого света в окошке. Потому что Катерина понимает: Кабаниха давным-давно раздавила личность в собственном сыне, он не только не хочет заботиться о жене, потому что слаб, он еще и трус - сам хочет сбежать от мамы подальше ("Ты подумай-то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю-то жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих... нет, так до жены ли мне?"), он трус настолько, что не хочет, боится проникать в тайны переживаний супруги (не берет с нее клятву), ему лишь бы сбежать, освободиться от гнета... Он трус и подлец, потому что это подло - отмахиваться от боли, страха родного человека ради нескольких дней пьянки-гулянки.
«Старший сын» начинается со злой шутки двух молодых людей — Сильвы и Бусыгина. Они решают соврать: Сильва выдает Бусыгина за внебрачного сына хозяина квартиры — Андрея Григорьевича Сарафанова. И тут все начинается.
Сарафанов — пожилой человек, имеющий дочь Нину и сына Васеньку. Ситуация в семье складывается непросто. Шестнадцатилетний сын Васенька влюбился в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Из-за этого Васенька хочет покинуть дом и уехать. Дочь Нина собирается выйти замуж за Кудимова и тоже уехать, оставив своего отца. Может быть, Сарафанову не хватало того, кто бы был с ним на старости лет. И тут появился Бусыгин.
Бусыгин не ожидал, что взрослый человек так безоглядно поверит вранью, с такой щедростью и открытостью примет его за своего старшего сына. Росший без отца; Бусыгин, может быть, впервые ощутил к себе любовь. Бусыгин не просто входит в роль старшего сына, он чувствует себя им. Потому, трижды порываясь уйти и прекратить затянувшийся спектакль, он каждый раз медлит: его не отпускает ответственность за семью.
В доме Сарафановых тоже существует вранье. Отец и сын друг другу врут. Отец врет детям, что все еще работает в филармонии; дети, зная, что он давно играет в похоронном оркестре, делают вид, что верят отцу, то есть тоже врут. Но ведь ложь здесь ради сохранения душевного спокойствия отца, чтобы он не потерял свое достоинство. Но вскоре эта тайна становится известна всем. Раскрывается также и вранье Бусыгина и Сильвы. Бусыгин захотел жить честно. Во-первых, он влюбился в Нину, во-вторых, он больше не смог обманывать, по его мнению, замечательного человека Сарафанова.
Бусыгин — сын Сарафанова не по крови, а по духу. Ему, может быть, тоже не хватало любящего и заботливого отца. Сын и отец как бы обрели друг друга, они как бы искали друг друга и нашли.
Проблемы, поднятые Вампиловым в пьесе, актуальны и в наше время. Почему нужно врать, чтобы тебе поверили? Почему в одной семье самыми заклятыми врагами становятся близкие люди? Можно ли доверять окружающим? Как найти в себе мужество признаться в обмане? ответы на эти вопросы человечество ищет много лет. Вот почему «Старший сын» Вампилова может быть интересен современному читателю.
Она, конечно, и до этой сцены знала, что муж ее - безвольный маменькин сынок, слабый, в общем-то, человек (потому отчасти и сердце ее отдано другому, чуть более достойному), однако в сцене прощания ее слова, ее к мужу - это крик души женщины, которая ищет взывает к единственному человеку, который должен быть ее защитником, надежной стеной, крепким плечом - к супругу. И если до этого момента у нее была еще какая-то надежда,что в суровую минуту муж вступится за нее, поймет ее, захочет наконец сберечь семью и жену, и был сдерживающий фактор в любви к Борису (стыд перед супругом, нежелание обижать его, делать ему больно), то после прощания не остается ничего: ни уважения к супругу, ни надежды, никакого света в окошке. Потому что Катерина понимает: Кабаниха давным-давно раздавила личность в собственном сыне, он не только не хочет заботиться о жене, потому что слаб, он еще и трус - сам хочет сбежать от мамы подальше ("Ты подумай-то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю-то жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих... нет, так до жены ли мне?"), он трус настолько, что не хочет, боится проникать в тайны переживаний супруги (не берет с нее клятву), ему лишь бы сбежать, освободиться от гнета... Он трус и подлец, потому что это подло - отмахиваться от боли, страха родного человека ради нескольких дней пьянки-гулянки.
«Старший сын» начинается со злой шутки двух молодых людей — Сильвы и Бусыгина. Они решают соврать: Сильва выдает Бусыгина за внебрачного сына хозяина квартиры — Андрея Григорьевича Сарафанова. И тут все начинается.
Сарафанов — пожилой человек, имеющий дочь Нину и сына Васеньку. Ситуация в семье складывается непросто. Шестнадцатилетний сын Васенька влюбился в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Из-за этого Васенька хочет покинуть дом и уехать. Дочь Нина собирается выйти замуж за Кудимова и тоже уехать, оставив своего отца. Может быть, Сарафанову не хватало того, кто бы был с ним на старости лет. И тут появился Бусыгин.
Бусыгин не ожидал, что взрослый человек так безоглядно поверит вранью, с такой щедростью и открытостью примет его за своего старшего сына. Росший без отца; Бусыгин, может быть, впервые ощутил к себе любовь. Бусыгин не просто входит в роль старшего сына, он чувствует себя им. Потому, трижды порываясь уйти и прекратить затянувшийся спектакль, он каждый раз медлит: его не отпускает ответственность за семью.
В доме Сарафановых тоже существует вранье. Отец и сын друг другу врут. Отец врет детям, что все еще работает в филармонии; дети, зная, что он давно играет в похоронном оркестре, делают вид, что верят отцу, то есть тоже врут. Но ведь ложь здесь ради сохранения душевного спокойствия отца, чтобы он не потерял свое достоинство. Но вскоре эта тайна становится известна всем. Раскрывается также и вранье Бусыгина и Сильвы. Бусыгин захотел жить честно. Во-первых, он влюбился в Нину, во-вторых, он больше не смог обманывать, по его мнению, замечательного человека Сарафанова.
Бусыгин — сын Сарафанова не по крови, а по духу. Ему, может быть, тоже не хватало любящего и заботливого отца. Сын и отец как бы обрели друг друга, они как бы искали друг друга и нашли.
Проблемы, поднятые Вампиловым в пьесе, актуальны и в наше время. Почему нужно врать, чтобы тебе поверили? Почему в одной семье самыми заклятыми врагами становятся близкие люди? Можно ли доверять окружающим? Как найти в себе мужество признаться в обмане? ответы на эти вопросы человечество ищет много лет. Вот почему «Старший сын» Вампилова может быть интересен современному читателю.