Повесть «гобсек» есть важным звеном идейно-тематического стрежня всей «человеческой комедии». повесть «гобсек» извне комедийнее, чем другие произведения : относительно охвата жизненного материала, зато и более симптоматичная, показательная, «наглядная». она содержит в себе сконцентрированную характеристику скупости, и не только реалистически-бытовую, а и, прежде всего, психологическую. главный герой повести гобсек - миллионер, ростовщик, один из теневых властителей новой франции. одалживая деньги под огромные проценты, он фактически грабит своих «подопечных», унижает их морально и становится властителем их судеб. гобсек для - это живое воплощение той хищнической силы, которая целеустремленно, жестоко и непрерывно пробивается к власти, и писатель делает попытку раскрыть источника возникновения и механизма действия этой страшной силы. гобсек не просто занимается своим мерзким «специальностью», он еще и размышляет над ним, анализирует систему возникновения , «кругооборота» золота и его влияния на развитие всего общества и психологию отдельных лиц. в этом реалистическом произведении окутывает эту фигуру вместе с тем и определенной вуалью романтической тайны, которой символической обобщенности. никто не знает прошлого гобсека и источников возникновения его безграничных богатств. его современная ежедневная жизнь (как оно представлено в повести) тоже преисполненное тайн, ведь можно лишь догадываться о настоящих масштабах влияния его личности. даже в будничной, прозаичной атмосфере гобсек способен вызвать ужас и сразу (своей жалкой внешностью старика, грязного деда, который своими алчными пальцами, хватает золото), однако в глазах вдумчивого человека, которым есть адвокат дервиль, он способен превратиться и на фигуру отрицательно символическую, на неумолимое воплощение черной власти золота над душами отдельных людей и шире - над судьбой всего общества. тот же адвокат дервиль твердит, что гобсек - внутренне противоречивое существо (у него будто бы соединились органически две разных существа: скряга и философ, лицо «низкая» и чрезвычайно умная, дальновидная). в тот же время, именно гобсековский дервиль обязанный своим семейным счастьем.анализируя законы современного мира, гобсек осознал, что главным двигателем, который определяет даже общественно-политическая жизнь к окружающему его миру, есть деньги, золото. итак, фигура гобсека - даже из внешней стороны - символ. «этот мерзкий старец, - говорит дервиль, - вдруг вырос в моих глазах, стал фигурой фантастической - олицетворением власти золота». таким образом, фигура гобсека можно считать и «образом вечным», так как он воплощает в себе сконцентрированную, убийственную характеристику скупости, доказанной к крайним границам. такие типы уже фигурировали раньше в (к ), скажем, фигура шейлока в пьесе шекспира «венецианский купец» или фигура скупого в одноименной комедии мольера. тем не менее, образ гобсека намного более сложный от его предшественников. это не просто обычный ростовщик, а еще и философ-аналитик, чей ум способен постигнуть движущие силы буржуазного общества. гобсек-личность вместе с тем и целиком реалистическая (в системе своей будничной деятельности), и мрачно романтическая, гротескная, обобщающая. поэтому золото, которое уже принадлежит гобсекови и которое он стремится иметь все больше и больше, уже, по сути выходит за пределы его конкретного, бытового понятия.
Двое детей из докторской семьи из покровска — лёля и оська — придумывают воображаемую страну швамбранию. эта страна находится в тихом океане и по размерам сравнима с австралией. швамбрания — настоящий рай для любителей приключений, отважных мореходов и исследователей, она воплощает все детские фантазии, навеянные книгами жюля верна и фенимора купера, а также реальностью россии начала xx века. с поступлением лёли в гимназию «швамбраны» сталкиваются с суровой реальностью. в гимназии строгие нравы, за малейшее нарушение учеников наказывают, а имя провинившегося вписывают в страшную книгу директора — кондуит. но и здесь лёля находит хороших друзей, среди которых — стёпка по прозвищу атлантида, такой же мечтатель, как он сам.