Яне ищу гармонии в природе. разумной соразмерности начал ни в недрах скал, ни в ясном небосводе я до сих пор, увы, не различал. как своенравен мир ее дремучий! в пении ветров не слышит сердце правильных созвучий, душа не чует стройных голосов. но в тихий час осеннего заката, когда умолкнет ветер вдалеке. когда, сияньем немощным объята, слепая ночь опустится к реке, когда, устав от буйного движенья, от бесполезно тяжкого труда, в тревожном полусне изнеможенья затихнет потемневшая вода, когда огромный мир противоречий насытится бесплодною игрой,— как бы прообраз боли человечьей из бездны вод встает передо мной
глава произведения гончарова, где описан сон главного героя, дает читателю представление о том, почему илья ильич превратился в ленивого, пассивного человека, проводящего основную часть времени, лежа на диване.
этот сон показывает нам обломовку, где человеку живется спокойно. ничто не беспокоит его, не тревожит сознания, вокруг царит покой и безмятежность. эта деревня изолирована от внешнего мира, ее жители вполне довольны размеренным ходом жизни, который ничем не нарушается. сознание этих людей не обременено какими-либо мыслями. работу в обломовке считают карой за грехи предыдущих поколений.
при таком подходе хозяйство приходит в упадок. а приказчик с легкостью ворует у беспечного и невнимательного хозяина, не следящего за , которые приносит имение. мать главного героя занимается лишь тем, что выбирает блюда для бесконечных приемов пищи. в имении правит культ еды.
эти условия формируют характер юного ильи. вначале автор описывает его умным, способным, энергичным мальчиком. это наблюдательный, активный и любознательный ребенок, но его энергия не дает покоя сонной обломовке. заложенный в илье потенциал, несомненно, бы его к успеху в будущем. однако воздействие окружающей среды было таким сильным, что мальчик не смог с ним справиться. с малых лет взрослые внушали младшему обломову, что он барин, что за него все должны делать слуги.
необходимости работать у ильи не было, а любая попытка с его стороны сделать что-то самому сразу пресекалась. представление обломова о внешнем мире формировалось на основе рассказов няньки. некоторые из них пугали мальчика, развивая страх перед реальной жизнью. это оставило глубокий след в его сознании.
такой же подход распространялся и на учебу обломова. чтобы молодой барин не перетрудился и не заболел, ему часто разрешалось прогуливать занятия. в результате у героя пропало стремление к инициативе и самостоятельности.
этот эпизод имеет огромное значение в романе. он нам лучше понять героя, его характер и образ жизни.
Лень Обломова и его бездеятельность вызваны его отрицательным отношением к жизни и интересам современных герою людей. В этом и состоит трагедия жизни Обломова. Иногда Илье Ильичу хочется отбросить «обломовские» привычки. Он порывается к делу, но эти желания быстро гаснут. И перед нами снова зевающий от скуки и лежащий на диване лежебока. Апатия и лень гасят все его благородные порывы.
Таким образом, Гончаров изображает борьбу хороших задатков в Обломове с барскими привычками и ленью. Герой не стремится изменить свою жизнь. Он ценит больше всего покой, не имея сил и желания бороться. Он отступает перед жизненными проблемами и трудностями.
Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, а в конечно итоге – к распаду личности. Разрушению сущности человеческой натуры.
Итак, героя романа погубила «обломовщина». Это явление не индивидуальная особенность Обломова, а, по выражению Добролюбова, «оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». Критик заключает: «В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово».