1) Чем можно объяснить проявление слабости героями этих произведений?
Борис Пастернак " Гефсиманский сад"
Мерцаньем звезд далеких безразлично Был поворот дороги озарен. Дорога шла вокруг горы Масличной, Внизу под нею протекал Кедрон.
Лужайка обрывалась с половины. За нею начинался Млечный путь. Седые серебристые маслины Пытались вдаль по воздуху шагнуть.
В конце был чей-то сад, надел земельный. Учеников оставив за стеной, Он им сказал: «Душа скорбит смертельно, Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной».
Он отказался без противоборства, Как от вещей, полученных взаймы, От всемогущества и чудотворства, И был теперь, как смертные, как мы.
Ночная даль теперь казалась краем Уничтоженья и небытия. Простор вселенной был необитаем, И только сад был местом для житья.
И, глядя в эти черные провалы, Пустые, без начала и конца, Чтоб эта чаша смерти миновала, В поту кровавом Он молил Отца.
Смягчив молитвой смертную истому, Он вышел за ограду. На земле Ученики, осиленные дремой, Валялись в придорожном ковыле.
Он разбудил их: «Вас Господь сподобил Жить в дни Мои, вы ж разлеглись, как пласт. Час Сына Человеческого пробил. Он в руки грешников Себя предаст».
И лишь сказал, неведомо откуда Толпа рабов и скопище бродяг, Огни, мечи и впереди — Иуда С предательским лобзаньем на устах.
Петр дал мечом отпор головорезам И ухо одному из них отсек. Но слышит: «Спор нельзя решать железом, Вложи свой меч на место, человек.
Неужто тьмы крылатых легионов Отец не снарядил бы Мне сюда? И, волоска тогда на Мне не тронув, Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизни подошла к странице, Которая дороже всех святынь. Сейчас должно написанное сбыться, Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного ее величья Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты».
Иван Бунин Магомет в изгнании Духи над пустыней пролетали В сумерки, над каменистым логом. Скорбные слова его звучали, Как источник, позабытый богом.
На песке, босой, с раскрытой грудью, Он сидел и говорил, тоскуя: "Предан я пустыне и безлюдью, Отрешен от всех, кого люблю я!"
И сказали Духи: "Недостойно Быть пророку слабым и усталым". И пророк печально и спокойно Отвечал: "Я жаловался скалам".
Проявление слабости можно объяснить тем, что боязнь смерти и страданий присуща человеку. Ему надо чувствовать присутствие Бога, чтобы не быть в одиночестве со своими бедами. Отказавшись от божественного могущества, Иисус Христос должен был добровольно принять муки во искупление грехов человеческих: по человеческой своей природе умереть, сойти в ад и вывести оттуда праведников. И эта чаша страданий страшила его. Но, принимая волю Отца, он молил Его дать Ему силы. Изгнанный за свои пророчества, непонятый и побиваемый идолопоклонниками камнями, пророк Магомет в пустыне сетовал на свое одиночество в этом мире и отсутствие связи с Аллахом. Но пристыженный Духами, ответил, что он не ропщет, только скалам жалуется на свою участь. 2). Какой любви просит каждый из поэтов?
Иван Бунин. "Ночь Аль-Кадра"
В эту ночь ангелы сходят с неба (Коран)
Ночь Аль-Кадра. Сошлись, слились вершины, И выше к небесам воздвиглись их чалмы. Пел муэдзин. Ещё алеют льдины, Но из теснин, с долин уж дышит холод тьмы. Ночь Аль-Кадра. По тёмным горным склонам Ещё спускаются, слоятся облака. Пел муэдзин. Перед Великим Троном Уже течёт, дымясь, Алмазная Река. И Гавриил – неслышно и незримо – Обходит спящий мир. Господь, благослови Незримый путь святого пилигрима И дай земле Твоей ночь мира и любви!
О. Сулейменов "Ночь свершения желаний"
Ночь. Тепло. На ковриках шепчут старики. Месяц бровь приподнял, Словно в удивлении. Камни на стремнине Бешеной реки День и ночь свершают Обряды омовенья. Люди аллаху просят Свершенья ночных молитв, Немного земного счастья Вымаливают мусульмане, В ночь Лейля-ули-кадр Свет над землёю пролит. Пыль поредела на тротуарах, Как борода. Люди шагают. Саманные стены мечети молчат. Дети проходят мимо мечети, Словно года. В дряхлой руке минарета — Гнутая тень меча. Шёлком чалмы развитой белеет в траве арык, Яблони моют корни В седой воде, В ночь Лейля-ули-кадр Я, как старик, По бетонным коврам площадей Брожу и шепчу о тебе, Да свершится моё желанье!
Иван Бунин просит любви к ближнему между людьми, всеобщего мира и добра, чтобы было тихо и спокойно, как в эту ночь исполнения желаний, чтобы Аллах не гневался на людей, а любил свое творение.
Олжас Сулейменов просит, как старики на молитве, земного счастья и любви. Хотя поэт молит о чьей-то любви, стихотворение проникнута желанием, чтобы она вписалась в настоящее и будущее. Чтобы мир и добро были вечными, чтобы каждое поколение любило этот прекрасный мир и замечало его красоту.
Иван Алексеевич Бунин – поэт и прозаик, воспевавший жизнь русской деревни и простых людей. Гармоничность его произведений говорит об огромном таланте и виртуозном владении искусством слова. Тема природы занимает особое место в творчестве писателя. Он посвятил ей множество прекрасных вдохновенных строк как в прозаических, так и в поэтических произведениях.
Бунин чувствовал неразрывную связь с родной природой. В его рассказах и стихотворениях утверждается важность каждой минуты, которую человек провел на открытом воздухе. Красота природы, по мнению писателя, – единственная ценность этого мира.
Несмотря на особую любовь, с которой Бунин пишет о природе, он понимает, что нет ничего вечного, и, увы, рано или поздно все то, что радует глаз и сердце, погибнет. Именно поэтому произведения писателя пронизаны меланхолическими нотками. Однако и в этой преходящей прелести поэт находит нечто, объединяющее природу и человека: непрестанное обновление, возрождение, следующее за смертью.
В стихотворении «Первый соловей» Бунин размышляет о свежести чувств, свойственной юности. Молодые люди видят мир новым и прекрасным. Пробуждение эмоций в юной душе заставляет мир вокруг заиграть новыми красками, измениться в лучшую сторону.
В этом лирическом произведении мы видим сопоставление образов вечного и нового, старого и молодого. Луна, тающая в облаках, кудрявая яблоня, поющий соловей – подобные образы можно встретить во многих стихотворениях. Однако старый мир обновляется, встречаясь с юностью, олицетворением которой является весна и птица, только пробующая «цокать», и, несомненно, девочка в раскрытом окне, плетущая косы.
Писатель будто смотрит на мечтающую девчушку со стороны, любуясь юными прелестными волнениями ее души, красотой первых человеческих переживаний.
Несмотря на то, что стихотворение «Первый соловей» состоит всего из десяти строк, оно изобилует яркими художественно-выразительными средствами. Благодаря сочным эпитетам («в белых кудрявых цветах», «зыбь облаков и мелка и нежна», «в холоде голых, прозрачных аллей») мы можем ясно представить картину, написанную поэтом. Живописные метафоры («тает луна», «зыбь облаков») добавляют стихотворным строчкам сладостного очарования. Произведение написано дактилем. Рифма мужская, парная, точная.
Поэзия Бунина наполнена нежной печалью, светлой грустью, воспоминаниями о былых временах. Природа у него такая же, представлена в пастельных тонах: белые цветы яблони, голубая зыбь облаков. И человек у Бунина живет по законам природы, зависит от ее настроения, подчиняется ее цикличности. Недаром весеннее цветение и мелодичные трели соловья ассоциируются с юностью прелестной девочки.
Бунин – истинный певец русской природы, продолжатель пушкинских и тютчевских традиций, романтик, испытывающий непреодолимую тоску по родным просторам. Лирика поэта раскрывает человеческие чувства и переживания, передает мимолетное очарование картинами бытия.
Борис Пастернак " Гефсиманский сад"
Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.
Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.
В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной».
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.
И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.
Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.
Он разбудил их: «Вас Господь сподобил
Жить в дни Мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников Себя предаст».
И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди — Иуда
С предательским лобзаньем на устах.
Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: «Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.
Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы Мне сюда?
И, волоска тогда на Мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
Иван БунинИ, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты».
Магомет в изгнании
Духи над пустыней пролетали
В сумерки, над каменистым логом.
Скорбные слова его звучали,
Как источник, позабытый богом.
На песке, босой, с раскрытой грудью,
Он сидел и говорил, тоскуя:
"Предан я пустыне и безлюдью,
Отрешен от всех, кого люблю я!"
И сказали Духи: "Недостойно
Быть пророку слабым и усталым".
И пророк печально и спокойно
Отвечал: "Я жаловался скалам".
Проявление слабости можно объяснить тем, что боязнь смерти и страданий присуща человеку. Ему надо чувствовать присутствие Бога, чтобы не быть в одиночестве со своими бедами.
Отказавшись от божественного могущества, Иисус Христос должен был добровольно принять муки во искупление грехов человеческих: по человеческой своей природе умереть, сойти в ад и вывести оттуда праведников. И эта чаша страданий страшила его. Но, принимая волю Отца, он молил Его дать Ему силы.
Изгнанный за свои пророчества, непонятый и побиваемый идолопоклонниками камнями, пророк Магомет в пустыне сетовал на свое одиночество в этом мире и отсутствие связи с Аллахом. Но пристыженный Духами, ответил, что он не ропщет, только скалам жалуется на свою участь.
2). Какой любви просит каждый из поэтов?
Иван Бунин. "Ночь Аль-Кадра"
В эту ночь ангелы сходят с неба
(Коран)
Ночь Аль-Кадра. Сошлись, слились вершины,
И выше к небесам воздвиглись их чалмы.
Пел муэдзин. Ещё алеют льдины,
Но из теснин, с долин уж дышит холод тьмы.
Ночь Аль-Кадра. По тёмным горным склонам
Ещё спускаются, слоятся облака.
Пел муэдзин. Перед Великим Троном
Уже течёт, дымясь, Алмазная Река.
И Гавриил – неслышно и незримо –
Обходит спящий мир. Господь, благослови
Незримый путь святого пилигрима
И дай земле Твоей ночь мира и любви!
О. Сулейменов "Ночь свершения желаний"
Ночь.
Тепло.
На ковриках шепчут старики.
Месяц бровь приподнял,
Словно в удивлении.
Камни на стремнине
Бешеной реки
День и ночь свершают
Обряды омовенья.
Люди аллаху просят
Свершенья ночных молитв,
Немного земного счастья
Вымаливают мусульмане,
В ночь Лейля-ули-кадр
Свет над землёю пролит.
Пыль поредела на тротуарах,
Как борода.
Люди шагают.
Саманные стены мечети молчат.
Дети проходят мимо мечети,
Словно года.
В дряхлой руке минарета —
Гнутая тень меча.
Шёлком чалмы развитой
белеет в траве арык,
Яблони моют корни
В седой воде,
В ночь Лейля-ули-кадр
Я, как старик,
По бетонным коврам площадей
Брожу и шепчу о тебе,
Да свершится моё желанье!
Иван Бунин просит любви к ближнему между людьми, всеобщего мира и добра, чтобы было тихо и спокойно, как в эту ночь исполнения желаний, чтобы Аллах не гневался на людей, а любил свое творение.
Олжас Сулейменов просит, как старики на молитве, земного счастья и любви. Хотя поэт молит о чьей-то любви, стихотворение проникнута желанием, чтобы она вписалась в настоящее и будущее. Чтобы мир и добро были вечными, чтобы каждое поколение любило этот прекрасный мир и замечало его красоту.
Иван Алексеевич Бунин – поэт и прозаик, воспевавший жизнь русской деревни и простых людей. Гармоничность его произведений говорит об огромном таланте и виртуозном владении искусством слова. Тема природы занимает особое место в творчестве писателя. Он посвятил ей множество прекрасных вдохновенных строк как в прозаических, так и в поэтических произведениях.
Бунин чувствовал неразрывную связь с родной природой. В его рассказах и стихотворениях утверждается важность каждой минуты, которую человек провел на открытом воздухе. Красота природы, по мнению писателя, – единственная ценность этого мира.
Несмотря на особую любовь, с которой Бунин пишет о природе, он понимает, что нет ничего вечного, и, увы, рано или поздно все то, что радует глаз и сердце, погибнет. Именно поэтому произведения писателя пронизаны меланхолическими нотками. Однако и в этой преходящей прелести поэт находит нечто, объединяющее природу и человека: непрестанное обновление, возрождение, следующее за смертью.
В стихотворении «Первый соловей» Бунин размышляет о свежести чувств, свойственной юности. Молодые люди видят мир новым и прекрасным. Пробуждение эмоций в юной душе заставляет мир вокруг заиграть новыми красками, измениться в лучшую сторону.
В этом лирическом произведении мы видим сопоставление образов вечного и нового, старого и молодого. Луна, тающая в облаках, кудрявая яблоня, поющий соловей – подобные образы можно встретить во многих стихотворениях. Однако старый мир обновляется, встречаясь с юностью, олицетворением которой является весна и птица, только пробующая «цокать», и, несомненно, девочка в раскрытом окне, плетущая косы.
Писатель будто смотрит на мечтающую девчушку со стороны, любуясь юными прелестными волнениями ее души, красотой первых человеческих переживаний.
Несмотря на то, что стихотворение «Первый соловей» состоит всего из десяти строк, оно изобилует яркими художественно-выразительными средствами. Благодаря сочным эпитетам («в белых кудрявых цветах», «зыбь облаков и мелка и нежна», «в холоде голых, прозрачных аллей») мы можем ясно представить картину, написанную поэтом. Живописные метафоры («тает луна», «зыбь облаков») добавляют стихотворным строчкам сладостного очарования. Произведение написано дактилем. Рифма мужская, парная, точная.
Поэзия Бунина наполнена нежной печалью, светлой грустью, воспоминаниями о былых временах. Природа у него такая же, представлена в пастельных тонах: белые цветы яблони, голубая зыбь облаков. И человек у Бунина живет по законам природы, зависит от ее настроения, подчиняется ее цикличности. Недаром весеннее цветение и мелодичные трели соловья ассоциируются с юностью прелестной девочки.
Бунин – истинный певец русской природы, продолжатель пушкинских и тютчевских традиций, романтик, испытывающий непреодолимую тоску по родным просторам. Лирика поэта раскрывает человеческие чувства и переживания, передает мимолетное очарование картинами бытия.
Объяснение: