Дра́ма (греч. Δρα´μα) — один из родов литературы (наряду с лирикой, эпосом, а также лироэпикой) . Отличается от других родов литературы передачи сюжета — не посредством повествования или монолога, а через диалоги персонажей. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр) , фарс, водевиль и т. д.
Жанр (от фр. genre — род) — совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.
Лирика (от греч. lýга — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. д.) , один из трёх родов художеств. литературы (наряду с эпосом и драмой) , в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр. В лирическом образе через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые философские и гражданские искания. Это, в частности, находит отражение и в тематическом выделении таких видов Л. , как философская ("Бог" Г. Р. Державина, "Невыразимое" В. А. Жуковского, "Дар напрасный, дар случайный" А. С. Пушкина, "Истина" Е. А. Баратынского, "Фонтан" Ф. И. Тютчева) , гражданская ("К Чаадаеву" Пушкина, "Прощай, немытая Россия" М. Ю. Лермонтова, "Завещание" Т. Г. Шевченко, "Размышление у парадного подъезда" Н. А. Некрасова, "Читатели газет" М. Цветаевой, "Полночь в Москве" О. Мандельштама, "Россия" А. А. Блока, "Стихи о советском паспорте" В. В. Маяковского, "Дробится рваный цоколь монумента" А. Т. Твардовского) , любовная, пейзажная и др.
Они придают художественную выразительность, без которой "высокий штиль", введенный же самим Ломоносовым в "теории трех штилей" и к которому принадлежит "Ода...", существовать не может нам перенестись в 18 век, создают его величественную атмосферу, и это действительно получается. А теперь - идём прямо по тексту: отрада и блаженство - удовольствие, радость град - город ограда - охрана, защита (имеется в виду то, что "возлюбленная тишина" является защитой городов) красна - красива клас - колос дерзать - осмеливаться по земли - по земле зрак - взгляд как вышний подал венец - видимо, как предшественник передал ей престол приять - принять облобызать - поцеловать полно - достаточно (или довольно) для коих - для которых услаждаться - наслаждаться россы - россияне уста - губы сей кроткий глас - этот покорный (устпчивый, мирный) голос лик - лицо оные - иные, другие ветр - ветер понт - море чрез яры - через оболочку, изнутри брег - берег меж - между недр - "водные недры" - внутренняя, глубинная часть, видимо, моря зиждитель - творец искони - испокон веков страшиться - бояться взирая - смотря, глядя рекла - говорила (от слова "речь") сему - этому призывать - звать внимать - слушать с пониманием "Се хощет Лира восхищенна" - ну тут понятно странства - путешествия, поездки
Жанр (от фр. genre — род) — совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанры сформированы наборами условий; многие произведения используют несколько жанров посредством заимствования и объединения этих условий. Возможные определения понятия иногда ограничены искусством и культурой, особенно литературой, но длинная история использования данного понятия наблюдается также и в риторике. В исследованиях жанра понятие не сравнивается с исходным значением. Скорее, все существующие произведения отражают определённые условия, участвуя при этом в создании определения понятия жанра.
Лирика (от греч. lýга — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. д.) , один из трёх родов художеств. литературы (наряду с эпосом и драмой) , в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр. В лирическом образе через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые философские и гражданские искания. Это, в частности, находит отражение и в тематическом выделении таких видов Л. , как философская ("Бог" Г. Р. Державина, "Невыразимое" В. А. Жуковского, "Дар напрасный, дар случайный" А. С. Пушкина, "Истина" Е. А. Баратынского, "Фонтан" Ф. И. Тютчева) , гражданская ("К Чаадаеву" Пушкина, "Прощай, немытая Россия" М. Ю. Лермонтова, "Завещание" Т. Г. Шевченко, "Размышление у парадного подъезда" Н. А. Некрасова, "Читатели газет" М. Цветаевой, "Полночь в Москве" О. Мандельштама, "Россия" А. А. Блока, "Стихи о советском паспорте" В. В. Маяковского, "Дробится рваный цоколь монумента" А. Т. Твардовского) , любовная, пейзажная и др.
А теперь - идём прямо по тексту:
отрада и блаженство - удовольствие, радость
град - город
ограда - охрана, защита (имеется в виду то, что "возлюбленная тишина" является защитой городов)
красна - красива
клас - колос
дерзать - осмеливаться
по земли - по земле
зрак - взгляд
как вышний подал венец - видимо, как предшественник передал ей престол
приять - принять
облобызать - поцеловать
полно - достаточно (или довольно)
для коих - для которых
услаждаться - наслаждаться
россы - россияне
уста - губы
сей кроткий глас - этот покорный (устпчивый, мирный) голос
лик - лицо
оные - иные, другие
ветр - ветер
понт - море
чрез яры - через оболочку, изнутри
брег - берег
меж - между
недр - "водные недры" - внутренняя, глубинная часть, видимо, моря
зиждитель - творец
искони - испокон веков
страшиться - бояться
взирая - смотря, глядя
рекла - говорила (от слова "речь")
сему - этому
призывать - звать
внимать - слушать с пониманием
"Се хощет Лира восхищенна" - ну тут понятно
странства - путешествия, поездки