ответ:История создания – стих написан в 1836 году и опубликован в первом посмертном сборнике пушкинских стихов в 1841 году. Небольшие правки в него внес Жуковский.
Тема стихотворения – роль поэта и пего произведений в общественной жизни, их важного предназначения.
Композиция – классическая пятистрофная. Первая строфа возносит поэта над обществом и временем, последняя – говорит о его божественном предназначении, таким образом, мысль развивается последовательно.
Жанр – ода.
Стихотворный размер – ямб, но ритмика строится также на анафорах.
Метафоры – “не зарастет народная тропа“.
Эпитеты – “памятник нерукотворный“, народная тропа“, “гордый внук“.
Инверсии – “главою непокорной“, “и славен буду я…“.
Анафора – “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу
Аллитерация: Так ранней утренней порой /Отрывок тучи громовой, /В лазурной тишине чернея
Анафора: Я тот, чей взор надежду губит; /Я тот, кого никто не любит; /Я бич рабов моих земных, /Я царь познанья и свободы, /Я враг небес, я зло природы.
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой.
Клянуся сонмищем духов,
Антитеза: И полдня сладострастный зной, /И ароматною росой /Всегда увлаженные ночи; То не был ада дух ужасный, /Порочный мученик — о нет! /Он был похож на вечер ясный:/Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..
Ассонанс: Небесный свет теперь ласкает /Бесплотный взор его очей;
Градация: В нем было все: любовь, страданье,
Упрек с последнею мольбой
И безнадежное прощанье —
Прощанье с жизнью молодой
Диалектизм: Играет ветер рукавами /Его чухи
Ирония: А бог! Демон :
На нас не кинет взгляда: /Он занят небом, не землей!
Лексический повтор: И много, много... и всего /Припомнить не имел он силы!; Недаром сны ее ласкали, /Недаром он являлся ей,
Литота: ...нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты,
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить;
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить.
Метонимия: И по ковру скользит, плывет /Ее божественная ножка;
Оксюморон: Обширный храм — без божества.
Перифраза: Казбек, Кавказа царь могучий
Риторическое обращение: Скакун лихой, ты господина/Из боя вынес как стрела; Не плачь, дитя!
Синекдоха: Зато усердною рукою/Здесь у дороги, над скалою /На память водрузится крест;
ответ:История создания – стих написан в 1836 году и опубликован в первом посмертном сборнике пушкинских стихов в 1841 году. Небольшие правки в него внес Жуковский.
Тема стихотворения – роль поэта и пего произведений в общественной жизни, их важного предназначения.
Композиция – классическая пятистрофная. Первая строфа возносит поэта над обществом и временем, последняя – говорит о его божественном предназначении, таким образом, мысль развивается последовательно.
Жанр – ода.
Стихотворный размер – ямб, но ритмика строится также на анафорах.
Метафоры – “не зарастет народная тропа“.
Эпитеты – “памятник нерукотворный“, народная тропа“, “гордый внук“.
Инверсии – “главою непокорной“, “и славен буду я…“.
Анафора – “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу
Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/ya-pamyatnik-sebe-vozdvig-nerukotvornyy.html#ixzz61xyMUaxF
Объяснение:
Аллитерация: Так ранней утренней порой /Отрывок тучи громовой, /В лазурной тишине чернея
Анафора: Я тот, чей взор надежду губит; /Я тот, кого никто не любит; /Я бич рабов моих земных, /Я царь познанья и свободы, /Я враг небес, я зло природы.
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с тобой
И вновь грозящею разлукой.
Клянуся сонмищем духов,
Антитеза: И полдня сладострастный зной, /И ароматною росой /Всегда увлаженные ночи; То не был ада дух ужасный, /Порочный мученик — о нет! /Он был похож на вечер ясный:/Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..
Ассонанс: Небесный свет теперь ласкает /Бесплотный взор его очей;
Градация: В нем было все: любовь, страданье,
Упрек с последнею мольбой
И безнадежное прощанье —
Прощанье с жизнью молодой
Диалектизм: Играет ветер рукавами /Его чухи
Ирония: А бог! Демон :
На нас не кинет взгляда: /Он занят небом, не землей!
Лексический повтор: И много, много... и всего /Припомнить не имел он силы!; Недаром сны ее ласкали, /Недаром он являлся ей,
Литота: ...нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты,
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить;
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить.
Метонимия: И по ковру скользит, плывет /Ее божественная ножка;
Оксюморон: Обширный храм — без божества.
Перифраза: Казбек, Кавказа царь могучий
Риторическое обращение: Скакун лихой, ты господина/Из боя вынес как стрела; Не плачь, дитя!
Синекдоха: Зато усердною рукою/Здесь у дороги, над скалою /На память водрузится крест;
Фразеологизм: весь в мыле; почиет в боге